Доброго времени суток, дамы и господа. В этой статье предлагаю проанализировать Определение Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2014 г. N 2933-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щелканова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав частями 6 и 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Оспаривались нормы, касающиеся присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
По мнению заявителя, положения неконституционны в той мере, в какой они устанавливают спецсроки как условие для обращения в суд с заявлением о такой компенсации.
Они служат основанием для отказа потерпевшему от преступления в признании его лицом, имеющим право на подачу такого заявления.
Отклоняя эти доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Осуществление судопроизводства в разумный срок предполагает осуществление досудебного и судебного производства по уголовному делу в установленные законом сроки.
Несмотря на это, само по себе нарушение таких сроков не означает, что обязательно не соблюдается право на судопроизводство в разумный срок.
Признание за заинтересованным лицом права на подачу заявления о присуждении компенсации предполагает достаточно высокую степень очевидности отступления от разумного срока.
Устанавливая основные критерии определения разумных сроков уголовного судопроизводства, а также условия, при наличии которых его участники вправе обратиться в суд с упомянутым заявлением, федеральный законодатель учитывал специальный (вспомогательный) характер данного правового института.
Т. е. институту компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок придается характер дополнительного (вспомогательного) средства защиты участниками судопроизводства своих прав.
Подобное регулирование не может расцениваться как ограничение конституционных прав на судебную защиту, на компенсацию причиненного ущерба и возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов госвласти или их должностных лиц.
Кроме того, в правовом регулировании установлены иные механизмы защиты прав потерпевшего, которые основаны на общих положениях об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) госорганов, должностных лиц, иных публичных субъектов (образований).
С учетом этого нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
На этом на сегодня это вся информация.