Можно ли взыскать с государственного органа проценты по статье 395 ГК РФ?

Гражданское право

Данный вопрос возник в правоприменительной практике неслучайно. Ситуация следующая:

Работник организации проходил по направлению военного комиссариата амбулаторное медицинское обследование в течении 4 дней в больнице для решения вопроса о призыве на военную службу.

Военкомату был выставлен счёт и счёт-фактура на компенсацию средней заработной платы за период медицинского обследования, согласно Постановлению Правительства РФ №704 от 01.12.2004.

Для этого имелись соответствующие правовые основания.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 №53-ФЗ, граждане на время медицинского обследования или лечения для решения вопросов о призыве на военную службу, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ №704 от 01.12.2004 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п.п. 5 п.2 вышеуказанных Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные для работающих граждан с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы в случае прохождения медицинского обследования или лечения для решения вопросов о призыве на военную службу.

Согласно п.3 и абз.1 п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №704 от 01.12.2004 компенсация расходов, указанных в п.2 вышеуказанных Правил, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ путем перечисления на счёта получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счёте получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.

Читайте так же:  Кассовый чек. Требования к кассовому чеку.

На предъявленную претензию о возмещении понесенных нашей организацией расходов от военкомата был получен ответ о том, что вышеуказанные расходы будут компенсированы при поступлении денежных средств из федерального бюджета.

При обращении в арбитражный суд встал вопрос о возможности применения к военкомату статьи 395 Гражданского Кодекса РФ о взыскании банковского процента за просрочку выплаты возмещения расходов, понесенных организаций. Изучив судебную практику по данному вопросу, я пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 11 Положения о военных комиссариатах, Военный комиссариат является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также расчетный счет в банке. Однако это вовсе не означает, что с военкомата можно взыскать проценты в обычном порядке, потому что в соответствии с бюджетным законодательством получатели средств бюджета расходуют их в строгом соответствии с их назначением и бюджетной классификацией расходов.

Отсюда следует, что если госорган представит доказательства того, что не получил соответствующее финансирование из бюджета, то в этом случае суд не сможет взыскать банковский процент по ст.395 ГК РФ.

Всё дело в том, что проценты по ст.395 ГК РФ взыскиваются с госорганов в зависимости от наличия вины.

Одно дело, если Вы взыскиваете проценты по ст. 395 ГК РФ с коммерческой организации или иного субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью. В этом случае данные субъекты подлежат ответственности во всех случаях, кроме форс-мажорных обстоятельств.

Если же взыскание процентов нужно произвести с любого другого субъекта, например, государственного органа (учреждения), то в этом случае нужно доказать вину указанного субъекта в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства.

Если госорган (учреждение) будет ссылаться на недофинансирование – то всё, его вины нет, а проценты по ст. 395 Гражданского Кодекса РФ взысканы быть не могут.

Читайте так же:  Ассортимент товара - существенное условие договора поставки?

Единственное исключение из этого правила мне видится в том случае, если коммерческая организация и военкомат (либо госорган или госучреждение) заключают между собой гражданско-правовой договор, например, договор поставки. В этом случае оба субъекта находятся в равных отношениях между собой, причём гражданско-правовых, а не публичных и, поэтому, применимы все способы защиты гражданских прав, к которым, в частности, относится взыскание процентов по ст.395 ГК РФ.

Если же Ваша организация не состоит в гражданско-правовых отношениях с госорганом, а проценты по ст.395 ГК РФ взыскать очень хочется, то, я думаю, нужно попытаться найти источник внебюджетного финансирования.

В случае с военкоматом я думаю такой источник не найти. А вот в случае с какой-нибудь больницей – вполне возможно. Достаточно прийти в лечебное учреждение и ознакомиться с перечнем оказываемых учреждением платных услуг. После чего получить счет на оплату какой-либо предоставляемой услуги и – вот он внебюджетный источник, а за ним и основания для взыскания с госоргана процентов по ст. 395 ГК РФ.

Оцените статью
Юридический портал
Добавить комментарий

  1. Сфера закона автор

    lawlex А почему бы и нет. Можно попробовать. Правда у нас в организации договоров с госорганами сейчас вообще нет. Даже попрактиковаться не на ком 🙂

    Ответить
Сайт оптимизирован: ASDEV Team Adblock
detector