Сколько куба должна россии денег

Москва — Гавана: кто кому сколько должен

В ходе рабочего визита Дмитрия Медведева на Кубу достигнуто наконец понимание о прекращении многолетнего и ставшего почти бессмысленным спора о так называемом «кубинском долге», перекрывавшем путь к развитию нормальных торгово-экономических отношений между двумя странами.

На переговорах восторжествовал здравый смысл. Было парафировано соглашение, по которому предусматривается до сентября нынешнего года подписать окончательный документ, который поставит точку в затянувшейся тяжбе по поводу взаимных претензий.

Россия в последние десятилетия старается расчистить долговые завалы, сформировавшиеся в большинстве случаев в советское время в отношениях с развивающимися странами. Многие из этих «долгов» складывались под влиянием военно-политических интересов, и на их возврат вряд ли рассчитывало всерьез тогдашнее руководство СССР. Как, впрочем, не рассчитывают США на возврат средств, которые они предоставляют, например, Израилю в качестве помощи.

Постсоветская Россия простила таким образом все долги Ираку, Афганистану, недавно списала 11-миллиардный долг КНДР – список можно продолжить. Но в случае с Кубой развязку почему-то искали слишком долго. Основной причиной образовавшейся «пробки» была, безусловно, нетипичная технология образования долга.

Наши поставки оборудования и товаров на Кубу в основном оформлялись документально, но в то же время крупные партии оружия и военных материалов передавались на безвозмездной основе. Точно так же – безвозмездно — во многих случаях кубинцы предоставляли и передавали советской стороне услуги и товары.

Например, за все время функционирования на кубинской территории нашей станции радиоэлектронной разведки в пригороде Гаваны Лурдесе советская сторона не платила ни копейки. Точнее – ни песо.

Мы также бесплатно пользовались услугами специальной портовой стоянки для наших подводных лодок в кубинском порту Сьенфуэгос и военно-воздушными базами для наших самолетов дальней авиации. Кубинская сторона предоставила свои медицинские учреждения и курорты для лечения детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Десятки тысяч детей поправили там свое здоровье. И все – так же бесплатно.

Долги формировались достаточно хаотично, поэтому и мы, и кубинцы в разное время называли различные суммарные размеры взаимных претензий. В 2000 году, когда избранный на пост президента Владимир Путин посетил Остров Свободы, то на вопрос, чему равен долг Кубы перед Россией, ответил: «Речь идет о миллиардах». В 2005 году делегации Торгово-промышленных палат обеих стран пытались найти развязку долгового узла, и Борис Пастухов, вице-президент ТПП России, оценил задолженность Кубы в 17 миллиардов долларов. Потом в прессе чаще всего повторялась цифра в 20 миллиардов, взятая с того же «потолка».

В ходе визита Д. Медведева сопровождавший его министр промышленности и торговли Денис Мантуров оценил размер долга в сумму свыше 30 миллиардов. А в последовавших затем комментариях она выросла уже до 35 миллиардов.

При таком разбросе цифр всегда есть достаточно оснований, чтобы усомниться в добросовестности расчетов.

К примеру, СССР начал строительство на Кубе атомной электростанции Хурагуа около города Сьенфуэгос. Москва вложила в этот проект более 2 миллиардов долларов, а потом прекратила финансирование и отказалась от участия в дальнейшей стройке.

Россия также не взяла на себя завершение строительства, которое было близко к окончанию.

Специалисты говорят, что оставалось инвестировать всего 250 миллионов долларов в контрольно-измерительные работы и системы, чтобы АЭС вступила в строй. Запад отказался из-за давления со стороны США, у нас в стране тоже не нашлось кредиторов, готовых вложиться в серьезное дело. Так и осталась эта монументальная стройка своеобразным монументом головотяпству. Вложенные и омертвленные капиталы записаны как часть «кубинского долга», а Куба, в свою очередь считает, что не по ее вине ржавеет и гибнет стройка, которая давно могла бы окупиться и приносить огромную прибыль.

Таких недостроенных и брошенных объектов на Кубе насчитывалось около 600. Мне доводилось видеть нефтеперегонный завод, который был готов на 90 процентов и брошен на долгие годы, пока приехавшие на Кубу венесуэльские нефтяники не довели дело до ума, хотя, естественно, оборудование успело за это время морально устареть. Англичане достраивали начатые нами заводы по производству химических удобрений.

Фидель Кастро в начале 2000-х годов, не вдаваясь в детали, определял сумму ущерба, нанесенного Кубе в результате отказа СССР от выполнения своих договорных обязательств в 30 миллиардов долларов.

Дело еще осложнялось тем, что, по некоторым данным, часть долговых обязательств Кубы в «лихие девяностые» российское государство продало по бросовым ценам частным лицам.

В те годы наша казна была пуста, и власти готовы были идти на любые шаги, лишь бы получить наличность. Так, правительство Виктора Черномырдина даже согласилось признать дореволюционные царские долги перед Францией — лишь бы получить право на новый заем. Все мы помним сомнительные операции с выпуском государственных краткосрочных обязательств, напоминавших финансовые пирамиды Мавроди.

То, что сейчас удалось выбраться из непроходимых финансовых зарослей, в которых обе стороны изнуряли себя взаимными претензиями, можно считать большим успехом.

Кубинцы правильно сделали, что признали само наличие долга, а Россия разумно поступила, что согласилась списать его большую часть — речь идет, по некоторым источникам, о списании до 90 процентов задолженности.

Остальную часть планируется реструктурировать и получить ее в рассрочку в течение 10 лет.

К тому же, Россия выиграла, поставив в лизинг Кубе 3 ближнемагистральных самолета Ан-158 вместимостью в 100 пассажиров и радиусом действия до 2500 километров, 1 широкофюзеляжный Ил-96 для межконтинентальных полетов и 2 среднемагистральных Ту-204, способных перевозить 200 пассажиров на расстояние до 4600 километров. Мировой рынок самолетов забит американскими «боингами» и европейскими «эйрбасами», поэтому найти покупателя для наших самолетов очень непросто. Кубинцам же российская авиатехника давно и хорошо знакома. Они верят в ее надежность и умеют квалифицированно ее обслуживать. А еще наши самолеты более чем вдвое дешевле, чем их американские или европейские аналоги. Да и в любом случае, действующее против Кубы американское эмбарго, не позволяет ей приобретать американские авиалайнеры, а также иные самолеты, на которых используются комплектующие детали из США.

Так что, Куба открывает России хороший рынок для ее высокотехнологичной продукции.

Источник

Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто

Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.

Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.

Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.

Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Кто и сколько должен нам

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.

Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Кому и сколько должны мы

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),

«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…

и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.

В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.

Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Данные и иллюстрации – из открытого доступа

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector