Конспект урока по математике 4 класс куб планета знаний

Урок математики в 4 классе по теме «Кубические единицы, соотношения между ними».
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Конспект урока математики по системе Занкова по учебнику Аргинской с презентацией разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
конспект 25.02 КБ
презентация 1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия.

Урок математики в 4 «А» классе по теме «Кубические единицы: мм³, см³, дм³, м³; соотношения между ними» (система Занкова)

Разработала учитель начальных классов 1 категории

Ипполитова Елена Викторовна

Город Узловая Тульской области 2014-2015 учебный год

Технологическая карта урока

Кубические единицы: мм³, см³, дм³, м³; соотношения между ними

Образовательные: сформировать у учащихся представление о соотношения единиц измерения объема; тренировать учащихся переводить одни единицы измерения объема в другие; продолжить работу над решением задач на нахождение площади и объема прямоугольного параллелепипеда.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ( личностные УУД )

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Предметные УУД: : сформировать у учащихся представление о соотношения единиц измерения объема; тренировать учащихся переводить одни единицы измерения объема в другие; продолжить работу над решением задач на нахождение площади и объема прямоугольного параллелепипеда.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Источник

Математика. 4 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как распознавать и называть куб, его грани, ребра, вершины.?

Куб — это многогранник, поверхность которого состоит из шести квадратов.

Грани куба – это стороны куба, которые представляют собой квадрат.

Ребра куба – это стороны граней куба.

Вершина куба— это точка, где сходятся три грани или точка, в которой сходятся три ребра куба.

Площадь фигуры – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.

Периметр фигуры — это сумма длин всех сторон фигуры.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 110
  2. Математика: Рабочая тетрадь для 4 класса/ О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – с. 26-32

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подумайте, на какие две группы можно разделить фигуры?

Верно, на плоские и объемные.

Назовите плоские геометрические фигуры.

Верно, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Объемные фигуры называются – геометрическими телами.

Вы видите геометрическое тело «шар» и геометрическое тело «куб».

Внимательно посмотрите и скажите, из какой фигуры состоит поверхность куба?

Верно, поверхность куба состоит из квадратов, их называют гранями куба.

Посчитайте, сколько граней у куба.

Правильно, у куба 6 граней.

Стороны граней (квадратов) называют ребрами куба.

Посчитайте, сколько ребер у куба?

Вершины граней – это вершины куба.

Посчитайте, сколько вершин у куба.

Правильно, у куба 8 (восемь) вершин.

Таким образом, у куба 6 граней, 12 ребер, 8 вершин.

Для того чтобы изготовить модель куба необходимо построить развертку куба.

И какого бы куб ни был роста, сшить костюм для него очень просто. Для начала же, сделав разметку, изготовьте раскройку – развертку. Шесть квадратов! Нехитрое дело. Но расклеить их надо умело.

Где можно встретить куб? Здания чаше всего имеют кубическую форму, так что можно просто выглянуть в окно, и вы сразу увидите куб.

Самая знаменитая игрушка-головоломка «кубик-рубик».

Кристаллы поваренной соли имеют форму куба.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Найдите и напишите номер того куба, который сделан из данной развёртки.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 4

2. Выберите правильное утверждение.

а) площадь круга больше площади квадрата;

б) площадь круга меньше площади квадрата;

Правильные варианты: б) площадь круга меньше площади квадрата.

Источник

Урок математики в 4 классе по теме: «Прямоугольный параллелепипед. Куб».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе, тема: «Прямоугольный параллелепипед. Куб». Цель урока: формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде — кубе. Осноные ресурсы: программа «Математика» автор Н.Ф. Рудницкая; учебник «Математика» 4 класс, автор Н.Ф. Рудницкая (УМК «Начальная школа 21 века»).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Урок математики в 4 классе по теме:

«Прямоугольный параллелепипед. Куб»

Технологическая карта урока

Учитель: Мишина Юлия Олеговна

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

«Прямоугольный параллелепипед. Куб».

Формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде – кубе.

1) дать представление о прямоугольном параллелепипеде и кубе, опираясь на модели;

2) ввести понятия: грань, ребро, вершина, развертка;

3) научиться изготавливать фигуры, используя развертку;

4) продолжить развитие пространственного мышления, исследовательских навыков, познавательного интереса;

5) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Как отличить прямоугольный параллелепипед и куб от других пространственных фигур?

Программа «Начальная школа XXI века»;

Учебник «Математика» 1 часть;

Формы организации обучения

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, уровневая дифференциация, информационно – коммуникационные, игровые, проектные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные

прямоугольный параллелепипед, куб, грань, ребро, вершина, развертка, поверхность фигур

Личностные: умение высказывать, отстаивать и корректировать свое мнение; расширение словарного запаса; выполнение самооценки на основе критерия успешности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу; вести учебный диалог с целью решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем и классом находить разные способы решения учебной задачи; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации; умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Коммуникативные : умение работать в парах, группах; умение договариваться, строить речевые высказывания, вести диалог.

Предметные : научатся распознавать прямоугольный параллелепипед (куб) среди других пространственных фигур; называть фигуры по пространственным моделям; характеризовать прямоугольный параллелепипед и куб: называть число вершин, ребер, граней; научатся изготавливать фигуры, используя развертку;

Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

— Прозвенел звонок – начинаем наш урок математики.

— Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в страну Геометрии и побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда примите участие в игре и угадаете зашифрованное слово.

Работа в парах. Двое ребят будут выполнять тоже задание на интерактивной доске. ______________________________________________________________________

Источник

Конспект урока + презентация по математике на тему: » Куб и квадрат» 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Конспект урока + презентация по математике на тему: » Куб и квадрат» (4 класс ПНШ)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_matematiki_kvadrat_i_kub.doc 79 КБ
kvadrat_i_kub.ppt 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

  • актуализировать и дополнить знания учебников о квадрате и кубе;
  • Рассмотреть вопросы геометрического характера: сопоставить плоскую и объемную фигуры (квадрат и куб);
  • сопоставить геометрические величины, как площадь и объем;
  • вспомнить правила изображения куба и квадрата, повторить нахождение площади фигуры и формулу вычисления объема куба.
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока : открытие новых знаний

Оборудование : раздаточный материал (карточки), учебник математика 4 класс 2 часть А.Л. Чекин, ,компьютер,презентация

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Организационный настрой на урок

Здравствуйте ребята ,меня зовут Анастасия Валерьевна,сегодня урок математике проведу у вас я.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Ребята, для начала давайте проведем небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки, вам нужно будет выполнить деление столбиком для следующих пар чисел.

Посмотрите на слайд первый столбик решает 1 вариант, второй столбик — 2 вариант. Два человека (от каждого варианта пойдут решать с обратной стороны доски.

853 и 7(121 ост. 6) 327 и 32(10 ост.7)

527 и 12(43 отс.11) 654 и 8(81 ост.6)

2783 и 5(556 ост. 3) 2851 и 29(98 ост.9)

Теперь д авайте мы с вами сейчас проверим Поменяйтесь листочками и проверьте: Если правильно решен пример,то поставьте «+» рядом ответом,если нет, то «-».

Подсчитайте количество «+» и поставьте оценку.

-Если все правильно,то поставьте «5»;

-Если 1 ошибка, то поставьте «4»;

-Если 2 ошибки, т о поставьте «3»;

-Если все 3 примера решены не правильно ,то поставьте «2».

Верните работу обратно владельцу.

-Встаньте те,кто получил 5 , кто получил 4 поднимите руки, кто получил 3 похлопайте.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку по эталону

Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока.

В огромном мире математики есть очень интересная страна с красивым названием ГЕОМЕТРИЯ. «ГЕО» — земля, «МЕТРИЯ» — измерение. Наука эта появилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Эту страну населяют не числа. Там живут по своим правилам и законам линии и фигуры.

–На какие 2 группы делятся геометрические фигуры?(плоские и объёмные) Для того ,чтобы узнать с какими фигурами мы сегодня будем работать , вам нужно будет отгадать загадку.

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня . квадрат.

Квадрат — это плоская и объемная фигура?(плоская).

Как называется объемная фигура, гранью которой является квадрат?( куб).

Кто попробует сформулировать тему нашего урока(Квадрат и куб)

Давайте сформулируем цели урока:

— Вспомнить. (Вспомнить ,что такое квадрат и куб);

— Узнать( закрепить) … (Узнать(закрепить), как находить площадь квадрата и объем куба) ;

-Применять… (применять (использовать) данные знания при решении задач).

Давайте определим какой это урок будет (открытия новых знаний.)

Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

работа по учебнику (стр.78 №258)

Работа по учебнику (стр.78,№259)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал

-Для урока нужны следующие знания. Давайте повторим, а вы запишите в тетрадь.

Расскажите, что вы знаете о такой геометрической фигуре, как квадрат.(- Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. -Периметр квадрата равен сумме четырех равных сторон:

Р = 4х а, где а — сторона квадрата. -Площадь квадрата: S= ах а, где а — сторона квадрата.)

На парте у каждого из вас лежат две геометрические фигуры: квадрат и заготовка для куба.

Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур.

Итак, какие вы нашли сходства у данных геометрических фигур? Отличия?

Какая фигура сливается с плоскостью парты? (квадрат)

Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски?(куб)

Квадрат: Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости.

Все ее точки принадлежат этой плоскости.

Куб:Объемная фигура не располагается на одной плоскости.

Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги.

Давайте попробуем дать определение — какую фигуру можно назвать кубом:

  • это геометрическая фигура;
  • объёмная фигура;
  • сторонами данного куба является квадрат.

Давайте посмотрим, какое определение кубу даётся в словаре.(В толковом словаре Ожегова: куб-правильный многогранник, имеющий шесть граней.)

Какое слово вам мало знакомо?(грань)

Приложите квадрат к кубу , что вы заметили?

Посмотрите, у каждых соседних квадратов одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратах, из которых состоит куб?(они равны, их называют гранями)

Сколько граней у куба?Посчитайте. (6 граней)

У каждой грани есть граница. Проведем пальцем по границе каждого квадратика. Каждая граница называется ребро.

Сколько ребер у куба?Посчитайте.(12 ребер)

Давайте ещё раз повторим элементы куба.(грань,ребро,вершина.)

Теперь откройте учебники на странице 78 и прочитайте задание в упражнении 258

-Предположим, что поверхность куба состоит из квадратов, сторона которого равна 2 см.

-Чертим переднюю (видимую) грань куба в виде квадрата со стороной 2 см,

-Затем изображаем грань куба противоположную передней грани.

-Соединяем прямыми вершины куба.

-Прочитайте еще раз первое требование задания(«Вычисли площадь одной грани куба,ребро которого равно 2 см.»)

-Вычислите площадь поверхности куба, ребро которого равно 2 см.(2 см*2см= 4 кв.см)

-Давайте проверим,кто сможет устно проговорить,как он вычислил?(Если площадь одной грани куба ,являющейся квадратом, равна 4 кв.см, то площадь всей поверхности куба ,состоящей из 6 граней равна 24 кв.см. 4 кв.см.* 6= 24 кв.см)

-Ребята прочитайте задачу № 259

-Что нужно узнать ,чтобы узнать, «сколько краски потребуется для покраски модели куб»а(чему равна площадь поверхности куба)

-Вычислите самостоятельно площадь поверхности куба. Один ученик пойдет решать на доске.

-Давайте проверим.(1.Площадь одной грани куба с ребром 50 см равна 2500 кв.см

2.Площадь всей поверхности куба равна сумме площадей шести граней- S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см)

-Прочитайте задачу еще раз. Обратите внимание,что в её условии расход краски дан такой единицей ,как 100 г на 1 кв.м,а поверхность куба — 1500 кв.см.

-Что нам нужно сделать (нужно рассмотреть поверхности в одних единицах измерения.)

100г на 1кв. м = 100г на 10000 кв. см ,т.к. 1 кв. м =1000 кв. см.

-Далее как будем рассуждать ( надо покрасить 15000кв.см поверхности. Это 10000 кв. см и еще 5000 кв.см(15000=10000+5000)

Для покраски 10000 кв.см нужно 100г краски ,а для покраски 5000кв нужна половинная норма ,т.е. 50 г (100г: 2 = 50г) в результате получается ,что для покраски модели куба потребуется 150 г. краски :100г +50г=150 г.

1)S1=50 см * 50 см =2500 кв.см- площадь одной грани куба

2)S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см- площадь поверхности куба 15000кв.см =10000кв.см +5000 кв.см

3) 100г: 2 = 50г- «половинная» норма краски,которая потребуется для покраски 5000 кв.см

4)100г +50г=150 г- краски потребуется для покраски модели куба

Ответ:150 г краски потребуется для покраски модели куба

А теперь давайте из ваших кубиков составим один большой куб. Сколько нам нужно взять кубиков если, ребро 2 см?(большой куб ,ребро которого равно 2 см,составлен из 8 кубиков,ребро каждого из которых равно 1 см.)

-Чему равен объем кубика ,ребро которого 1 см, и объем которого 2 см?(объем кубика ,ребро которого 1 см,равен 1 куб.см,а объем куба ,ребро которого 2 см,равен 8куб. см)

рассказывают все ,что знаю о квадрате

Обсуждают в парах внешние сходства и различия куба и квадрата

Читают определение ,которое дается в словаре

Называют слово ,которое им мало знакомо

Подсчитывают количество граней,ребер , вершин.

выполняют дидактические упражнения.

Один ученик решает у доски

Записывают решение задачи в тетрадь

Выходят несколько учеников с кубиками и собирают один большой куб.

-Осознавать свои возможности в учении;

-судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

-Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

-Уметь ориентироваться в учебнике;

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

проводить подведение под понятие, выведение следствий;

-устанавливать причинно-следственные связи; цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Физкультминутка в танцевальной форме

Перенесите взгляд быстро по диагонали :направо вверх -налево вниз ,потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх -направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Работа по учебнику (стр 78,

-Какую форму будет иметь аквариум?(форму куба-без верхней грани)

-Чему равна вместимость этого аквариума?(объем куба с ребром 1 м равен 1 куб.м .Если объем равен 1 куб. м ,то очевидно,что вместимость аквариума равна 1000л,т.к 1 куб.м=1000куб.дм= 1000л. )

Значит, V = 10 · 10 · 10 = 1000 дм 3 или 1000 л

(первичное осмысление и закрепление)

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Выполнять это задание вы будете в группах.

Разделимся мы на 6 групп(по 4-5 чел.) ,каждая группа получит листочки с вопросами (вам нужно будет ответить на них. Но сначала давайте прочитаем 1 часть задания.

Теперь можете приступать к работе на выполнение этого задания вам дается 5 минут.

Теперь давайте проверим, каждая группа ответит на один вопрос,а на какой именно,узнаете потом.

1 «Сколько граней маленьких кубиков оказались раскрашенными?»(покрасили только 6 граней большого кубика. В каждом слое — по 9 кубиков ,значит ,раскрашенными оказались 54 грани маленьких кубиков 9*6=54)

2.Сколько получилось кубиков ,которые остались нераскрашенными?»(большой кубик составлен из 27 маленьких кубиков. Нераскрашенным оказался 1 маленький кубик ,который расположен в самом центре большого куба и не имеет «выхода» на его грани)

3.»Сколько получилось кубиков,у которых раскрашена только одна грань?»(только одна грань раскрашена у 6 маленьких кубиков, которые находятся в центре каждой грани большого куба)

4. «Сколько получилось кубиков, у которых раскрашены ровно две грани?»(на каждой грани большого куба таких маленьких кубиков будет по 2 (те которые расположены между «угловыми» кубиками), значит , кубиков, у которых раскрашены по 2 грани ,будет 12(6*2=12).

5.Сколько получилось кубиков ,у которых раскрашены ровно три грани?»(по три грани удет раскрашено у 8 маленьких кубиков,расположенных в углах большого куба.)

6»Есть ли кубики , у которых раскрашено более трех граней?»( если сосчитать кол-во кубиков ,у которых по-разному раскрашены грани(нераскр.- 1 кубик ,раскрашена одна грань — 6 кубиков,раскрашены две грани — 12 кубиков ,раскрашены три грани- 8 кубиков),то получается 27 кубиков (1+6+12+8=27),значит ,кубиков , у которых раскрашено более 3 граней,нет.)

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector