- Урок математики в 4 классе по теме «Кубические единицы, соотношения между ними». методическая разработка по математике (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Математика. 4 класс
- Урок математики в 4 классе по теме: «Прямоугольный параллелепипед. Куб». план-конспект урока по математике (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока + презентация по математике на тему: » Куб и квадрат» 4 класс план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок математики в 4 классе по теме «Кубические единицы, соотношения между ними».
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Конспект урока математики по системе Занкова по учебнику Аргинской с презентацией разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 25.02 КБ |
презентация | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия.
Урок математики в 4 «А» классе по теме «Кубические единицы: мм³, см³, дм³, м³; соотношения между ними» (система Занкова)
Разработала учитель начальных классов 1 категории
Ипполитова Елена Викторовна
Город Узловая Тульской области 2014-2015 учебный год
Технологическая карта урока
Кубические единицы: мм³, см³, дм³, м³; соотношения между ними
Образовательные: сформировать у учащихся представление о соотношения единиц измерения объема; тренировать учащихся переводить одни единицы измерения объема в другие; продолжить работу над решением задач на нахождение площади и объема прямоугольного параллелепипеда.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ( личностные УУД )
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Предметные УУД: : сформировать у учащихся представление о соотношения единиц измерения объема; тренировать учащихся переводить одни единицы измерения объема в другие; продолжить работу над решением задач на нахождение площади и объема прямоугольного параллелепипеда.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Математика. 4 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как распознавать и называть куб, его грани, ребра, вершины.?
Куб — это многогранник, поверхность которого состоит из шести квадратов.
Грани куба – это стороны куба, которые представляют собой квадрат.
Ребра куба – это стороны граней куба.
Вершина куба— это точка, где сходятся три грани или точка, в которой сходятся три ребра куба.
Площадь фигуры – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.
Периметр фигуры — это сумма длин всех сторон фигуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 110
- Математика: Рабочая тетрадь для 4 класса/ О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – с. 26-32
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Подумайте, на какие две группы можно разделить фигуры?
Верно, на плоские и объемные.
Назовите плоские геометрические фигуры.
Верно, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Объемные фигуры называются – геометрическими телами.
Вы видите геометрическое тело «шар» и геометрическое тело «куб».
Внимательно посмотрите и скажите, из какой фигуры состоит поверхность куба?
Верно, поверхность куба состоит из квадратов, их называют гранями куба.
Посчитайте, сколько граней у куба.
Правильно, у куба 6 граней.
Стороны граней (квадратов) называют ребрами куба.
Посчитайте, сколько ребер у куба?
Вершины граней – это вершины куба.
Посчитайте, сколько вершин у куба.
Правильно, у куба 8 (восемь) вершин.
Таким образом, у куба 6 граней, 12 ребер, 8 вершин.
Для того чтобы изготовить модель куба необходимо построить развертку куба.
И какого бы куб ни был роста, сшить костюм для него очень просто. Для начала же, сделав разметку, изготовьте раскройку – развертку. Шесть квадратов! Нехитрое дело. Но расклеить их надо умело.
Где можно встретить куб? Здания чаше всего имеют кубическую форму, так что можно просто выглянуть в окно, и вы сразу увидите куб.
Самая знаменитая игрушка-головоломка «кубик-рубик».
Кристаллы поваренной соли имеют форму куба.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Найдите и напишите номер того куба, который сделан из данной развёртки.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 4
2. Выберите правильное утверждение.
а) площадь круга больше площади квадрата;
б) площадь круга меньше площади квадрата;
Правильные варианты: б) площадь круга меньше площади квадрата.
Урок математики в 4 классе по теме: «Прямоугольный параллелепипед. Куб».
план-конспект урока по математике (4 класс)
Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе, тема: «Прямоугольный параллелепипед. Куб». Цель урока: формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде — кубе. Осноные ресурсы: программа «Математика» автор Н.Ф. Рудницкая; учебник «Математика» 4 класс, автор Н.Ф. Рудницкая (УМК «Начальная школа 21 века»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Урок математики в 4 классе по теме:
«Прямоугольный параллелепипед. Куб»
Технологическая карта урока
Учитель: Мишина Юлия Олеговна
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
«Прямоугольный параллелепипед. Куб».
Формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде – кубе.
1) дать представление о прямоугольном параллелепипеде и кубе, опираясь на модели;
2) ввести понятия: грань, ребро, вершина, развертка;
3) научиться изготавливать фигуры, используя развертку;
4) продолжить развитие пространственного мышления, исследовательских навыков, познавательного интереса;
5) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Как отличить прямоугольный параллелепипед и куб от других пространственных фигур?
Программа «Начальная школа XXI века»;
Учебник «Математика» 1 часть;
Формы организации обучения
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, уровневая дифференциация, информационно – коммуникационные, игровые, проектные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные
прямоугольный параллелепипед, куб, грань, ребро, вершина, развертка, поверхность фигур
Личностные: умение высказывать, отстаивать и корректировать свое мнение; расширение словарного запаса; выполнение самооценки на основе критерия успешности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу; вести учебный диалог с целью решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем и классом находить разные способы решения учебной задачи; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации; умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные : умение работать в парах, группах; умение договариваться, строить речевые высказывания, вести диалог.
Предметные : научатся распознавать прямоугольный параллелепипед (куб) среди других пространственных фигур; называть фигуры по пространственным моделям; характеризовать прямоугольный параллелепипед и куб: называть число вершин, ребер, граней; научатся изготавливать фигуры, используя развертку;
Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
— Прозвенел звонок – начинаем наш урок математики.
— Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в страну Геометрии и побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда примите участие в игре и угадаете зашифрованное слово.
Работа в парах. Двое ребят будут выполнять тоже задание на интерактивной доске. ______________________________________________________________________
Конспект урока + презентация по математике на тему: » Куб и квадрат» 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Конспект урока + презентация по математике на тему: » Куб и квадрат» (4 класс ПНШ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_kvadrat_i_kub.doc | 79 КБ |
kvadrat_i_kub.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
- актуализировать и дополнить знания учебников о квадрате и кубе;
- Рассмотреть вопросы геометрического характера: сопоставить плоскую и объемную фигуры (квадрат и куб);
- сопоставить геометрические величины, как площадь и объем;
- вспомнить правила изображения куба и квадрата, повторить нахождение площади фигуры и формулу вычисления объема куба.
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока : открытие новых знаний
Оборудование : раздаточный материал (карточки), учебник математика 4 класс 2 часть А.Л. Чекин, ,компьютер,презентация
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Организационный настрой на урок
Здравствуйте ребята ,меня зовут Анастасия Валерьевна,сегодня урок математике проведу у вас я.
Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.
Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Ребята, для начала давайте проведем небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки, вам нужно будет выполнить деление столбиком для следующих пар чисел.
Посмотрите на слайд первый столбик решает 1 вариант, второй столбик — 2 вариант. Два человека (от каждого варианта пойдут решать с обратной стороны доски.
853 и 7(121 ост. 6) 327 и 32(10 ост.7)
527 и 12(43 отс.11) 654 и 8(81 ост.6)
2783 и 5(556 ост. 3) 2851 и 29(98 ост.9)
Теперь д авайте мы с вами сейчас проверим Поменяйтесь листочками и проверьте: Если правильно решен пример,то поставьте «+» рядом ответом,если нет, то «-».
Подсчитайте количество «+» и поставьте оценку.
-Если все правильно,то поставьте «5»;
-Если 1 ошибка, то поставьте «4»;
-Если 2 ошибки, т о поставьте «3»;
-Если все 3 примера решены не правильно ,то поставьте «2».
Верните работу обратно владельцу.
-Встаньте те,кто получил 5 , кто получил 4 поднимите руки, кто получил 3 похлопайте.
Выполняют самостоятельную работу
Выполняют взаимопроверку по эталону
Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока.
В огромном мире математики есть очень интересная страна с красивым названием ГЕОМЕТРИЯ. «ГЕО» — земля, «МЕТРИЯ» — измерение. Наука эта появилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Эту страну населяют не числа. Там живут по своим правилам и законам линии и фигуры.
–На какие 2 группы делятся геометрические фигуры?(плоские и объёмные) Для того ,чтобы узнать с какими фигурами мы сегодня будем работать , вам нужно будет отгадать загадку.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня . квадрат.
Квадрат — это плоская и объемная фигура?(плоская).
Как называется объемная фигура, гранью которой является квадрат?( куб).
Кто попробует сформулировать тему нашего урока(Квадрат и куб)
Давайте сформулируем цели урока:
— Вспомнить. (Вспомнить ,что такое квадрат и куб);
— Узнать( закрепить) … (Узнать(закрепить), как находить площадь квадрата и объем куба) ;
-Применять… (применять (использовать) данные знания при решении задач).
Давайте определим какой это урок будет (открытия новых знаний.)
Отвечают на вопросы учителя.
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Составлять план и последовательность действий.
Владеть монологичной и диалогичной речью.
Постановка учебной задачи и ее решение
(изучение нового материала)
Индивидуальная и фронтальная беседы
работа по учебнику (стр.78 №258)
Работа по учебнику (стр.78,№259)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал
-Для урока нужны следующие знания. Давайте повторим, а вы запишите в тетрадь.
Расскажите, что вы знаете о такой геометрической фигуре, как квадрат.(- Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. -Периметр квадрата равен сумме четырех равных сторон:
Р = 4х а, где а — сторона квадрата. -Площадь квадрата: S= ах а, где а — сторона квадрата.)
На парте у каждого из вас лежат две геометрические фигуры: квадрат и заготовка для куба.
Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур.
Итак, какие вы нашли сходства у данных геометрических фигур? Отличия?
Какая фигура сливается с плоскостью парты? (квадрат)
Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски?(куб)
Квадрат: Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости.
Все ее точки принадлежат этой плоскости.
Куб:Объемная фигура не располагается на одной плоскости.
Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги.
Давайте попробуем дать определение — какую фигуру можно назвать кубом:
- это геометрическая фигура;
- объёмная фигура;
- сторонами данного куба является квадрат.
Давайте посмотрим, какое определение кубу даётся в словаре.(В толковом словаре Ожегова: куб-правильный многогранник, имеющий шесть граней.)
Какое слово вам мало знакомо?(грань)
Приложите квадрат к кубу , что вы заметили?
Посмотрите, у каждых соседних квадратов одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратах, из которых состоит куб?(они равны, их называют гранями)
Сколько граней у куба?Посчитайте. (6 граней)
У каждой грани есть граница. Проведем пальцем по границе каждого квадратика. Каждая граница называется ребро.
Сколько ребер у куба?Посчитайте.(12 ребер)
Давайте ещё раз повторим элементы куба.(грань,ребро,вершина.)
Теперь откройте учебники на странице 78 и прочитайте задание в упражнении 258
-Предположим, что поверхность куба состоит из квадратов, сторона которого равна 2 см.
-Чертим переднюю (видимую) грань куба в виде квадрата со стороной 2 см,
-Затем изображаем грань куба противоположную передней грани.
-Соединяем прямыми вершины куба.
-Прочитайте еще раз первое требование задания(«Вычисли площадь одной грани куба,ребро которого равно 2 см.»)
-Вычислите площадь поверхности куба, ребро которого равно 2 см.(2 см*2см= 4 кв.см)
-Давайте проверим,кто сможет устно проговорить,как он вычислил?(Если площадь одной грани куба ,являющейся квадратом, равна 4 кв.см, то площадь всей поверхности куба ,состоящей из 6 граней равна 24 кв.см. 4 кв.см.* 6= 24 кв.см)
-Ребята прочитайте задачу № 259
-Что нужно узнать ,чтобы узнать, «сколько краски потребуется для покраски модели куб»а(чему равна площадь поверхности куба)
-Вычислите самостоятельно площадь поверхности куба. Один ученик пойдет решать на доске.
-Давайте проверим.(1.Площадь одной грани куба с ребром 50 см равна 2500 кв.см
2.Площадь всей поверхности куба равна сумме площадей шести граней- S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см)
-Прочитайте задачу еще раз. Обратите внимание,что в её условии расход краски дан такой единицей ,как 100 г на 1 кв.м,а поверхность куба — 1500 кв.см.
-Что нам нужно сделать (нужно рассмотреть поверхности в одних единицах измерения.)
100г на 1кв. м = 100г на 10000 кв. см ,т.к. 1 кв. м =1000 кв. см.
-Далее как будем рассуждать ( надо покрасить 15000кв.см поверхности. Это 10000 кв. см и еще 5000 кв.см(15000=10000+5000)
Для покраски 10000 кв.см нужно 100г краски ,а для покраски 5000кв нужна половинная норма ,т.е. 50 г (100г: 2 = 50г) в результате получается ,что для покраски модели куба потребуется 150 г. краски :100г +50г=150 г.
1)S1=50 см * 50 см =2500 кв.см- площадь одной грани куба
2)S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см- площадь поверхности куба 15000кв.см =10000кв.см +5000 кв.см
3) 100г: 2 = 50г- «половинная» норма краски,которая потребуется для покраски 5000 кв.см
4)100г +50г=150 г- краски потребуется для покраски модели куба
Ответ:150 г краски потребуется для покраски модели куба
А теперь давайте из ваших кубиков составим один большой куб. Сколько нам нужно взять кубиков если, ребро 2 см?(большой куб ,ребро которого равно 2 см,составлен из 8 кубиков,ребро каждого из которых равно 1 см.)
-Чему равен объем кубика ,ребро которого 1 см, и объем которого 2 см?(объем кубика ,ребро которого 1 см,равен 1 куб.см,а объем куба ,ребро которого 2 см,равен 8куб. см)
рассказывают все ,что знаю о квадрате
Обсуждают в парах внешние сходства и различия куба и квадрата
Читают определение ,которое дается в словаре
Называют слово ,которое им мало знакомо
Подсчитывают количество граней,ребер , вершин.
выполняют дидактические упражнения.
Один ученик решает у доски
Записывают решение задачи в тетрадь
Выходят несколько учеников с кубиками и собирают один большой куб.
-Осознавать свои возможности в учении;
-судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
-Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;
-Уметь ориентироваться в учебнике;
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
проводить подведение под понятие, выведение следствий;
-устанавливать причинно-следственные связи; цепочки рассуждений.
Самостоятельно организовать свое рабочее место;
Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.
Физкультминутка в танцевальной форме
Перенесите взгляд быстро по диагонали :направо вверх -налево вниз ,потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх -направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Работа по учебнику (стр 78,
-Какую форму будет иметь аквариум?(форму куба-без верхней грани)
-Чему равна вместимость этого аквариума?(объем куба с ребром 1 м равен 1 куб.м .Если объем равен 1 куб. м ,то очевидно,что вместимость аквариума равна 1000л,т.к 1 куб.м=1000куб.дм= 1000л. )
Значит, V = 10 · 10 · 10 = 1000 дм 3 или 1000 л
(первичное осмысление и закрепление)
Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
Выполнять это задание вы будете в группах.
Разделимся мы на 6 групп(по 4-5 чел.) ,каждая группа получит листочки с вопросами (вам нужно будет ответить на них. Но сначала давайте прочитаем 1 часть задания.
Теперь можете приступать к работе на выполнение этого задания вам дается 5 минут.
Теперь давайте проверим, каждая группа ответит на один вопрос,а на какой именно,узнаете потом.
1 «Сколько граней маленьких кубиков оказались раскрашенными?»(покрасили только 6 граней большого кубика. В каждом слое — по 9 кубиков ,значит ,раскрашенными оказались 54 грани маленьких кубиков 9*6=54)
2.Сколько получилось кубиков ,которые остались нераскрашенными?»(большой кубик составлен из 27 маленьких кубиков. Нераскрашенным оказался 1 маленький кубик ,который расположен в самом центре большого куба и не имеет «выхода» на его грани)
3.»Сколько получилось кубиков,у которых раскрашена только одна грань?»(только одна грань раскрашена у 6 маленьких кубиков, которые находятся в центре каждой грани большого куба)
4. «Сколько получилось кубиков, у которых раскрашены ровно две грани?»(на каждой грани большого куба таких маленьких кубиков будет по 2 (те которые расположены между «угловыми» кубиками), значит , кубиков, у которых раскрашены по 2 грани ,будет 12(6*2=12).
5.Сколько получилось кубиков ,у которых раскрашены ровно три грани?»(по три грани удет раскрашено у 8 маленьких кубиков,расположенных в углах большого куба.)
6»Есть ли кубики , у которых раскрашено более трех граней?»( если сосчитать кол-во кубиков ,у которых по-разному раскрашены грани(нераскр.- 1 кубик ,раскрашена одна грань — 6 кубиков,раскрашены две грани — 12 кубиков ,раскрашены три грани- 8 кубиков),то получается 27 кубиков (1+6+12+8=27),значит ,кубиков , у которых раскрашено более 3 граней,нет.)