Конспект урока плотность населения мира

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Урок направлен на изучение нового материала по теме «Размещение, миграция и структура населения Мира». Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Размещение миграция и структура населения Мира

Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете и установить причины неравномерного размещения; ознакомить с основными миграционными явлениями в мире.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами, производить сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение.

Оборудование: политическая карта мира, карты «Плотность населения мира», атласы, статистические материалы.

Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей. Структура населения Мира

Влияние окружающей среды на размещение населения.

Влияние экономических факторов на размещение населения.

Миграции населения.
А. Виды миграции.
Б. Причины миграций.
В. Международные миграции.
Г. Вынужденные мигранты.
Д. Трудовые миграции.

1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном.

15% суши — совершенно не освоено людьми. Это районы с экстремальными природными условиями.

Структура населения Мира (презентация)

2. Влияние окружающей среды на размещение населения.

На размещение населения влияют различные факторы, причем изначально главным фактором были природные условия. Подсчитано, что половина населения мира проживает на низменностях, а 1.3 — на прибрежных территориях. Большинство населения внутренних территорий материков селится вдоль берегов рек.

Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были « речные цивилизации» — Египет (вдоль Нила), Китайская- вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская — в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье — между реками Тигр и Евфрат. Эти цивилизации сменились « морскими –империи Средиземноморья. Сейчас время « океанских» цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселенные районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.

3. Влияние экономических факторов на размещение населения.

Второй фактор, от которого зависит размещение населения — это экономический. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким- либо ресурсом: землей, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.

На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения составляет 200 человек на км кв. А в некоторых районах и вовсе достигает 2000 человек на км. кв.

В Европе и Северной Америке, в промышленных районах выше плотность населения, чем в сельскохозяйственных. Также наблюдается тяготение мест проживания людей к транспортным путям, в частности, к морским, речным, железнодорожным и автомобильным.

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия.

Практическое задание. Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните таблицу.

Группы стран с различной плотностью населения

Причины, объясняющие картину плотности населения

Страны с равномерно низкой плотностью населения

Страны, находящиеся в аридном климате, кроме Австралии, не имеют выхода к морю и т.д.

Страны с равномерно высокой плотностью

Благоприятные условия проживания на всей территории стран

Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью

Канада, Россия, Бразилия, Китай

Различные условия: природные, социальные, экономические сильно различаются в разных районах страны.

Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 45 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях.

В Индии средняя плотность равна 326 чел/км; Китае — 131, Индонезии — 116, США — 30, Бразилии — 20

Учащиеся вспоминают виды миграций, с которыми они ознакомились в курсе 9 класса. Они оформляют ответ на вопрос в тетради, а один из учеников работает у доски. Затем учащиеся сравнивают свои ответы исправляют ошибки и недочеты.

Миграции — перемещение населения с одного места жительства на другое.

А. По продолжительности: временные, постоянные.

Б По направленности: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

В. По мотивам: социально-экономические, религиозные, политические, военные.

Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века — прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начало эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек.

Второй очаг эмиграции сложился в Азии . Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка. После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 в. достигли масштаба нового «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций — экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Главная причина — большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.

Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.

Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Во второй половине 20 века появилась новая форма внешних миграций – «утечка умов» из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

между большими и малыми городами;

отток людей из разного рода « горячих точек» и т.д.

Вопрос: Что такое «утечка мозгов»? Что послужило развитию данного вида миграции? Какие последствия приносит она стране эмиграции?

Задание: Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.

Общее число беженцев в мире в середине 90-х гг. превысило 20 млн человек. Среди них преобладают беженцы из районов региональных военных и межэтнических конфликтов в Афганистане, Ираке, Израиле, Ливане, Кипре, Анголе, Судане, Уганде, ЮАР, Гондурасе и т.д.

Обычно беженцы находят убежище в соседних странах, но иногда они стремятся уехать далеко (в Европу, Северную Америку). С конца 90-х гг. одним из главных районов с большим количеством беженцев и перемещенных лиц является СНГ.

Источник

Урок Размещение и миграции населения, 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Урок и презентация составлены по теме «География населения мира» к учебнику Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира».

Скачать:

Вложение Размер
tema_razmeshchenie_i_migratsii_naseleniya.doc 41.5 КБ
razmeshchenie_naseleniya_migratsii.ppt 232 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии и экономики высшей квалификационной категории

Тема «Размещение и миграции населения, их виды»

1. Сформировать знания об особенностях распределения населения.

2. Дать представление о масштабах миграции

3. Обучить приемам самостоятельного добывания информации.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенная политическая карта мира, папки со статистическим материалом, презентация

I Организационный момент – 1-2 мин.

II Актуализация знаний – 2-3 мин.

Ребята, в прошлом году вы уже знакомились с понятиями размещение населения, плотность, миграции. Как вы думаете, а каковы причины неравномерного размещения населения? Слайд

Возможные варианты ответа : разные природные условия, влияло на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов, обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.

— Равномерно ли размещено население России? (нет, выделяют «треугольник расселения»)

III Изучение нового материала – 28-30 минут

В мире в целом в размещении населения тоже наблюдаются большие контрасты:

— около 70% населения проживают на 7 % суши;

— на половине суши плотность населения менее 5 чел на км 2 ;

— 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).

Ученику показать на карте исключительно плотно заселенные горы (Анды на территории Перу, Боливии)

Средняя плотность населения 49 человек на кв. км. – См. карту плотности населения в атласе

Велики различия между показателями плотности в странах мира. Слайд Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/ км 2 ., Сингапур – 4800 чел/ км 2 ), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/ км 2 . Минимальная плотность в Суринаме — 3 чел/км 2 , Австралии – 2,8 чел/ км 2 , Намибии – 2,6 чел/ км 2 , Монголии – 2 чел/ км 2 .

Учитель показывает страны на карте.

— Ребята, давайте в папках с раздаточным (статистическим) материалом на анаморфированной карте найдем Бангладеш, Монголию и Австралию.

— По какому принципу построена данная карта?

Различия между значениями плотности есть и внутри отдельных крупных стран.

— Найдите в атласе примеры стран с неравномерным размещением населения.

(ученики находят Канаду, Австралию, Египет, Бразилию, говорят где размещена основная часть населения в этих странах)

Неравномерность размещения населения часто приводит к миграциям

Класс вспоминает из курса 9 класса понятие миграции.

Миграция – переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.

Затем вместе с учителем уточняет его.

Существует множество форм/видов пространственной мобильности населения, но не все считаются миграцией. Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида Слайд (под запись) :

Смена места жительства внутри населенного пункта

Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов

Миграции подразделяют на международные или внешние (понятия «эмиграция» и «иммиграция») и внутригосударственные или внутренние.

Причины миграции могут быть подразделены на факторы «выталкивания» и «притяжения»

(выводятся совместно с классом) Слайд

— неблагоприятные климатические условия

-улучшение жилищных условия

— стабильная социальная обстановка

— благоприятные климатические условия

Ребята, обратите внимание: на первых местах стоят причины, связанные с материальным благополучием (наличие работы, жилья). Это не случайно. Подавляющая часть современных мигрантов в мире – это трудовые мигранты.

В зарубежном мире существует три центра притяжения трудовых ресурсов (под запись) :

— страны Персидского залива.

Ребята, дома вы должны были выполнить небольшое исследование, результаты которого оформляли в виде эссе объемом не более одной печатной страницы (допускалось рукописное выполнение работы).

Тема приглашения к исследованию № 1

«Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими»

Тема приглашения к исследованию № 2

«Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран»

Тема приглашения к исследованию № 3

«Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»

Пожалуйста, сдайте свои эссе.

IV Закрепление материала – 3 минуты

— Покажите на карте наиболее плотно заселенные страны (наименее плотно, неравномерно заселенные)

— Назовите три центра притяжения трудовых мигрантов в зарубежном мире.

— Что на сегодняшнем уроке заинтересовало вас больше всего?

VI Домашнее задание – 1 минута

Тема 3, § 3 учебника Максаковского В.П.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Размещение и миграции населения, их виды Учитель географии: Горбунова Елена Юрьевна

Каковы причины неравномерного размещения населения? разные природные условия влияли на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.

Контрасты в размещении населения — около 70% населения проживают на 7 % суши; — на половине суши плотность населения менее 5 чел на кв.км; — необитаемо 15 % суши; — 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).

Различия между показателями плотности в странах мира: Велики различия между показателями плотности в странах мира. Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/кв.км., Сингапур – 4800 чел/кв.км), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/кв.км. Минимальная плотность в Суринаме — 3 чел/км, Австралии – 2,8 чел/кв.км, Намибии – 2,6 чел/кв.км, Монголии – 2 чел/кв.км.

Анаморфированная карта «Численность населения стран мира»

Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида: Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Межпосе-ленное

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Межпосе-ленное

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов МИГРАЦИЯ

Факторы выталкивания — низкая заработная плата — безработица — дефицит жилья — социальные перевороты — неблагоприятные климатические условия — нетерпимость — природные катаклизмы Факторы притяжения: — высокая заработная плата — возможность трудоустроиться -улучшение жилищных условия — стабильная социальная обстановка — благоприятные климатические условия — толерантность — высокий уровень культуры

Тема приглашения к исследованию № 1 «Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими» Тема приглашения к исследованию № 2 «Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран» Тема приглашения к исследованию № 3 «Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Размещение и миграции населения мира»

Разработка урока для 10 класса по теме «Размещение и миграции населения мира» с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся.

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на.

Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».

Тема: Размещение и миграция населения.Цели и задачи:Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения.

Размещение и миграции населения мира. 10 класс

Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций.

урок» Размещение и миграции населения мира»

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос.

Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме «Размещение и миграции населения мира». По окончании работы с тестом автоматически выст.

Разработка открытого урока «Размещение и миграции населения мира», 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства.

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector