Урок математики по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа», 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Технологическая карта урока, презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta.docx | 34.85 КБ |
stepen_chisla_5_klass.pptx | 165.46 КБ |
zadaniya.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Я Виленкин , В.И. Жохов, А.С Чеснокова, С.И. Шварцбурд
Тема: Степень числа. Квадрат и куб числа
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
Формирование умения возводить в степень натуральное число
- Ввести понятие степени числа, основания и показателя степени.
- Научить возводить числа в степень, в квадрат и куб.
- Научить находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью степень натурального числа.
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление
Воспитание культуры речи, усидчивости, внимательности и аккуратности , чувство взаимопомощи.
Основание, показатель степени ,степень натурального числа, квадрат и куб числа
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);
Добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,проговаривать последовательность действий на уроке,работать по коллективно составленному плану,оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки,планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои предположения
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Предметные: уметь записывать произведение в виде степени и степень в виде произведения, находить значение степеней, возводить в степень натуральное число, учиться пользоваться таблицами квадратов и кубов
Подготовка к изучению геометрии
Учебник, Карточки для устного счета, для работы в классе и дома ( Приложение 1 ), для оценивания работы на уроке, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Возведение в степень квадрат и куб числа» ( Приложение 2 ).
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-открытие. Нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие и не одно.
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Желаю вам творческих успехов!
Вспомним с вами правила работы на уроке:
- Быть внимательным и сообразительным.
- Не оставлять ни одного вопроса без ответа.
- На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание,
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
2.Проверка домашнего задания
И записывают в тетрадях число
3.Актуализация знаний и устный счет
Проверим, готовы ли вы к открытиям.
.Слушают учителя, производят устный счет
Познавательные: анализируя вопросы учителя, извлекают необходимую информацию Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
4.Построение проекта выхода из затруднения
Выполните задание на листках (упрощение выражений) и назовите букву, соответствующую верному ответу.
. Каждый у себя в тетради делает задания на упрощение, Формулируют тему урока.
Познавательные: анализируя, формулируют тему, цель
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
5.Реализация построенного проекта
Итак, первое открытие. Какую тему мы с вами будем изучать? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
В начальной школе изучают только четыре арифметических действия. В 5 классе пришло время познакомиться еще с одним действием – возведением в степень .
Сегодня мы научимся выполнять действия со степенями и попробуем узнать, зачем они нужны?
Вычислить значение выражения:
Проверим результаты (слайды №3-4)
Какое действие мы выполняли в каждом примере? (умножение)
Что особенного в каждом из этих примеров? (все множители одинаковы)
Вы уже знаете, что сумму одинаковых слагаемых заменяют произведением, например:
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 . 8
Это короче и удобней.
Такой же способ можно придумать, чтобы заменить произведение одинаковых множителей. Произведение 5 . 5 . 5 . 5 . 5 . 5 . 5 . 5 записывают короче: 58. Итак,
5 8 = 5 . 5 . 5 . 5 . 5 . 5 . 5 . 5.
Запись 5 8 – читают: «пять в восьмой степени». Степень состоит из двух чисел:
5 – основание степени, 8 – показатель степени.
Возвести число в восьмую степень – это значит взять его множителем восемь раз.
Основание степени показывает, чему равны множители в произведении. Показатель степени, показывает, сколько множителей в произведении.
В математике произведение одинаковых множителей называется степенью , а нахождение значения степени – возведением в степень.
Слайды №4-6
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рада.
Как зовут его?
– Какие свойства квадрата вы знаете?
– Найдите площадь квадрата со стороной 5 см.
Вторая степень числа имеет особое название. Вторую степень называют – квадратом этого числа.
А вот третью степень называют – кубом этого числа.
Запись 5 2 читают: «пять в квадрате». Запись 53 читают: «пять в кубе».
Ребята, давайте научимся читать с вами степени ( чтение степеней ). – А как найти значение степени? Квадрат числа в пределах 10 легко найти. Это примеры из таблицы умножения.
– Обратите внимание, на странице 99 учебника заполнены таблицы квадратов и кубов первых 10 натуральных чисел.
Познавательные: выделяют необходимую информацию из учебника, электронного учебника, планируют свою деятельность, прогнозируют результат
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем
Технологическая карта урока по теме «Квадрат и куб числа»
план-конспект урока по алгебре (5 класс)
Урок математики в 5 классе по теме «Квадрат и куб числа» показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Квадрат и куб числа»
Урок математики в 5 классе по теме «Квадрат и куб числа» показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения — презентация к уроку.
ФИО: Шапирова Дауреш Нурболатовеа
Место работы: ГБОУ школа №7
Должность: учитель математики
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тип урока: открытие нового знания
— формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа»;
— формирование умений возводить в степень натуральное число;
— формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;
— развитие познавательной деятельности учащихся;
— развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
— развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;
— развитие логического мышления, памяти;
— развитие математического кругозора;
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
— научиться читать и записывать степень;
— называть компоненты степени;
— заменять произведение степенью;
— представлять степень в виде произведения;
— объяснять, что называется квадратом и кубом числа;
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы :
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Планируемые результаты обучения:
— закрепить понятия о степени числа;
— уметь записать выражение при возведении в степень;
— составлять алгоритм вычисления заданного выражения;
— уметь обрабатывать информацию;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— высказывать свое предположение;
— контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
— развитие активности, находчивости;
— у мение общаться в коллективе и в паре;
— умение проговаривать последовательность действий на уроке;
— делать проверку вычислений.
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. , часть I, М.: «Мнемозина» 2019.
Содержание учебного материала.
Универсальные учебные действия
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу.
Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Личностные : мотивация учения
Познавательны е : умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
— Вычислите, соблюдая порядок действий:
а) 3+ 10∙2 — 16:4 = 3 + 20 -4 = 19
б) 48:8 + 4∙5 — 12 = 6 + 20-12 = 14
2. Вычислите, упростив (Слайд № 5):
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))
Решают примеры , ответы записывают в Лист самоконтроля
Понимают, что в примерах в) и г) трудно быстро посчитать.
Высказывают свои затруднения.
Познавательные : поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.
Регулятивные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .
Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности
Объясняет, что у детей возникло затруднение, т.к. они не знают правило, по которому быстро можно выполнить умножение некоторого количества одинаковых чисел.
Поясняет, что произведение, в котором все множители одинаковые, можно записать короче.
Предлагает записать тему урока (Слайд №7).
Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока
Записывают в тетрадь тему урока .
Познавательные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Построение проекта выхода из затруднения
Предлагает рассмотреть п.16 учебника и рассмотреть таблицу квадратов и кубов на форзаце учебника.
Предлагает ответить на вопросы
1. Чему равен квадрат чисел 11, 12?
2. Чему равен куб чисел 3, 5?
Дает определение степени (Слайд № 10).
-Давайте сформулируем и запишем определения квадрата и куба числа (Слайды 11, 12).
Используя таблицы форзаца учебника, вычисляют и ответы записывают в Лист самоконтроля.
Записывают в тетрадь основные понятия.
Проговаривают и записывают в тетради определения.
Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов
Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты
Коммуникативные : формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.
«В понедельник я купался, (изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)
Очень долго танцевал (кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)».
Так же выполняют гимнастику для глаз
Коммуникативные: умение работать по заданию
Личностные : формирование ЗОЖ
Реализация построенного проекта
(закрепление формируемых знаний и умений)
Выполните небольшой тест (Слайд № 15):
-Каким действием можно заменить возведение в степень?
— Что показывает основание степени?
— Что показывает показатель степени?
Выполняют тест, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Познавательные : выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.
Регулятивные : планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .
Первичное закрепление во внешней речи
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником).
Разберём еще примеры, используя опорную схему:
д) 60 7 = 60 ∙60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Решает ученики у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой,
результаты записывают в Лист самоконтроля.
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.
Включение в систему знаний и повторение
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой:
1) № 659 выполните устно, по цепочке.
3) Решите задачу № 665(а) с помощью уравнения.
Пусть х — первое число, тогда 8х — второе число. Сумма двух чисел равна 549. Составим и решим уравнение:
Первое число 61, значит найдем второе число:
8х = 8 ∙61 = 488 ( или 549 — 61 =488)
Выполняют задание под руководством учителя.
Решают задачу, результат записывают в Лист самоконтроля.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Личностные: осознание ответственности за общее дело
11. Рефлексия учебной деятельности
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №20):
Предлагает оценить свою работу и результаты.
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики.
Познавательные : построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные : оценивание собственной деятельности на уроке
Коммуникативные : умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.
Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке
Adblockdetector