Когда мерить плотность электролита в аккумуляторе

Содержание
  1. Как правильно измерить плотность электролита аккумулятора? 2 способа проверки и 5 полезных советов
  2. Неисправности батареи
  3. Необходимость зарядного устройства
  4. Доливка жидкости
  5. Техника безопасности
  6. Вывод
  7. 4 основных способа поднять плотность электролита в аккумуляторе автомобиля
  8. Что такое плотность электролита в аккумуляторе и на что она влияет
  9. Нормальный показатель плотности в аккумуляторе
  10. Таблица плотности
  11. Влияние плотности на процесс эксплуатации автомобиля
  12. Плотность электролита в зимнее время года
  13. Плотность электролита в летнее время года
  14. Как проверить АКБ в домашних условиях
  15. Измерения с помощью ареометра
  16. Можно ли провести измерения без ареометра
  17. Проведение измерений на необслуживаемой батарее
  18. Видео с проведением измерений электролитической жидкости
  19. Как повысить плотность в аккумуляторе
  20. Как поднять плотность с помощью зарядки
  21. Повышение в случае, если плотность электролитической жидкости упала ниже 1,18 г/см3
  22. Добавление электролита
  23. Замена электролита
  24. Как повысить плотность в аккумуляторе

Как правильно измерить плотность электролита аккумулятора? 2 способа проверки и 5 полезных советов

Автомобиль с плохим аккумулятором не является надёжным транспортным средством. Опытные водители знают, что такое «севший» аккумулятор, и к каким неприятностям это в итоге приводит. Чтобы не случалось неприятных сюрпризов в дороге, АКБ нужно правильно и вовремя обслуживать — в том числе знать и о том, как самостоятельно проверить плотность аккумулятора.

Неисправности батареи

Большинству водителей знаком надрывный вой стартера или щёлканье, а то и вовсе тишина под капотом машины во время запуска двигателя. Этот неприятный момент связан со следующими неисправностями:

  1. Неисправность электропроводки автомобиля. Возможно, где-то пропал контакт, чаще всего это объясняется частичным отсутствием «массы».
  2. Неисправность втягивающего реле стартера.
  3. Предельный износ втулок стартера.
  4. Неисправность обмоток стартера.
  5. Низкое напряжение в цепи из-за разряженного аккумулятора.

Последняя причина, как правило, наиболее вероятная. Самым логичным ходом станет проверка плотности электролита в аккумуляторе. От чего она зависит:

  1. От климатической зоны.
  2. От времени года.

Для того чтобы правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, нужно знать её значение и иметь прибор, который называется ареометр.

Узнать правильную плотность просто — существуют специальные нормы. Средний их показатель составляет 1,24 — 1,29 кг/дм 3. Более точно:

  • холодные регионы — 1,27 — 1, 29 г/дм 3, летом и зимой;
  • средняя полоса — 1,25 — 1, 27 г/ дм 3;
  • тёплые районы — 1,23 — 1, 25 г/ дм 3.

Следует не реже одного раза в три месяца производить проверку плотности аккумулятора. Даже небольшое отклонение от нормы требует немедленного дозаряда батареи.

За показателями нужно внимательно следить — для того, чтобы АКБ проработала как можно дольше и не подводила владельца в самый ответственный момент. Особенно она «не прощает» халатного к себе отношения в зимний период. Дело в том, что на морозе теряется её ёмкость, и порой даже один неудачный пуск двигателя ведёт к разрядке АКБ.

Имея простейший прибор, проверить плотность аккумулятора в домашних условиях не представляет особого труда.

Плотность — плотностью, но и за уровнем электролита надо следить не с меньшим вниманием, особенно летом, когда аккумулятор выкипает более интенсивно.

Очень много мнений относительно уровня электролита в батарее:

  1. Одни считают, что достаточно покрыть сетки сепараторов этой жидкостью.
  2. Другие полагают, что чем больше уровень электролита, тем лучше.
  3. Третьи вообще не заглядывают под пробки аккумулятора — до того самого момента, когда перестаёт крутить стартер, что частенько вызывает у таких горе-владельцев неподдельное удивление.

Есть аккумуляторы, у которых имеется метка на корпусе, указывающая уровень электролита. Пользоваться ею не очень удобно, да и на точные показатели надеяться не приходится. Здесь поможет проверенный «дедовский» метод: стеклянная трубка с наружным диаметром 5 − 6 мм. На её корпус в нижней части следует нанести риски, указывающие правильный уровень электролита (согласно паспортным данным батареи). Трубка опускается в каждую банку поочерёдно, до упора в сетку сепаратора. Далее пальцем затыкается верхняя сторона трубки, и приспособление вынимается из банки, не отпуская пальца. Жидкость останется в трубке, и будет виден точный её уровень.

Если уровень низкий, следует понемногу наливать дистиллированную воду в банку, производя после каждой доливки контрольный замер. Если уровень слишком высок, что тоже не является правильным показателем, то с помощью ареометра лишняя жидкость откачивается. Этот способ является самым надёжным.

Необходимость зарядного устройства

Этот очень нужный прибор для содержания батареи в исправности, его необходимо иметь каждому автовладельцу. С помощью этого прибора можно всегда дозарядить АКБ, не прибегая к услугам СТО или местных «умельцев».

Имея правильный прибор с амперметром, водитель прекрасно сделает это сам. Порядок действий зарядки батареи:

  1. Нужно подключить зарядное устройство к батарее.
  2. Включить устройство.
  3. Установить зарядный ток. Его величина должна соответствовать десяти процентам от ёмкости АКБ. Например: если ёмкость батареи составляет 60 а/ч, то ток должен быть 6 ампер, 63 — то 6, 3 а/ч.

Время зарядки напрямую зависит от степени разряда, который определяется проверкой плотности аккумулятора ареометром. На шкале обозначен процент разрядки. К примеру, батарея разряжена на 50% и имеет паспортную ёмкость 50 а/ч. Из этого следует, что надо дозарядить недостающие 25 а/ч. Если заряжать батарею током в два ампера, то на это понадобится двенадцать с половиной часов, а если показатель тока четыре ампера — шесть часов 15 мин. и т. д.

Принцип прост и понятен, если бы не одно «но»: каждая АКБ имеет свой неповторимый «норов», особенно когда она уже далеко не новая. Она берёт зарядку по-разному: быстрее или медленнее.

Доливка жидкости

Многие «светлые головы» горячо советуют в случае сильной разрядки батареи доливать в неё серную кислоту, что является недопустимым. Кислота не сразу смешается с оставшейся жидкостью, и для этого надо заряжать АКБ. Тем временем агрессивная жидкость будет интенсивно разъедать пластины, «съедая» заодно и активную массу — порошок, нанесённый на них.

Если же долить электролит, то последствия не будут такими плачевными, но такая жидкость также плохо повлияет на состояние аккумулятора.

Доливать рекомендуется только воду. Исключения представляют те случаи, когда нужно менять весь электролит, поскольку имеющийся в батарее уже не подлежит зарядке из-за крайне низкой плотности.

Если плотность чересчур велика, нужно откачать ареометром жидкость, а потом долить дистиллированную воду. Далее производить зарядку малым током, не забывая о периодическом контроле плотности электролита.

Если электролит подлежит замене, нужно приготовить новый. Для правильного приготовления в стеклянную или кислотостойкую пластиковую ёмкость вначале наливается дистиллированная вода, а потом, тонкой струёй, кислота.

Добавляя кислоту малыми порциями, нужно часто проверять плотность электролита, доведя её до нужной величины, в зависимости от региона проживания и сезона.

Техника безопасности

Во время работы с кислотой или проверки плотности аккумулятора нужно соблюдать осторожность:

  1. Работать только в спецодежде, которую не жалко выбросить. Даже электролит, не говоря уже о концентрированной кислоте, легко приводит любую одежду и обувь в плачевное состояние.
  2. Работать нужно в резиновых перчатках, чтобы предотвратить возможные химические ожоги. Даже измерять плотность аккумулятора не стоит без них.
  3. Защитные очки тоже не помешают, особенно при приготовлении электролита, когда опасность попадания этой агрессивной жидкости в глаза особенно велика. Некоторые люди по неопытности льют воду в кислоту, а не наоборот, как это положено, и в результате может произойти её всплеск.
  4. Перед зарядкой АКБ следует правильно подключить её к устройству, не путая полярность.
  5. Не стоит забывать и об эффективной вентиляции. Если нет принудительной вытяжки, то вполне подойдёт хорошо проветриваемое помещение.

Во время подобных работ курить запрещается. Важно помнить о том, что кислота состоит из водорода, который взрывоопасен, и это особенно вероятно тогда, когда проводится обслуживание большого числа АКБ.

Заряжая батарею, нужно обязательно проверить чистоту вентиляционных отверстий в пробках всех банок, а ещё лучше — вывернуть их полностью.

Батарею нужно беречь от ударов.

Нельзя переворачивать АКБ вверх дном, особенно если батарея уже «в возрасте». Осыпавшаяся активная масса, доселе мирно покоившаяся на дне корпуса, замкнёт пластины. Прикрепляя аккумулятор к его штатному месту, следует помнить о том, что он не любит коротких замыканий, которые возникают вследствие неосторожной работы с ним.

Вывод

Проверка плотности электролита в аккумуляторе — залог долгой и надёжной эксплуатации батареи. Проводя регулярные измерения, водитель заботится не только о надёжности своего автомобиля, но и состоянии своего кошелька.

Источник

4 основных способа поднять плотность электролита в аккумуляторе автомобиля

В процессе использования аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается. Чтобы продлить срок эксплуатации этой детали, ее заряд необходимо держать на максимальном уровне. Наиболее надежный уровень проверки заряда заключается в измерении плотности электролита. В данной статье будут рассмотрены наиболее эффективные способы измерения и повышения этого параметра.

Что такое плотность электролита в аккумуляторе и на что она влияет

Электролит – специальное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты (ориентировочно в соотношении 2:1). Плотность электролита, в свою очередь, обозначает соотношение этих двух компонентов. Если замерить этот параметр на новом и качественном изделии с помощью специального прибора, результатом будет 35/65% (серной кислоты к воде соответственно). Из-за низкой плотности электролита аккумулятор не сможет заряжаться от генератора.

Обычно измерительные приборы выражают этот показатель в граммах на кубический сантиметр. Таким образом, измерения говорят о том, насколько концентрированной является кислота в одном кубическом сантиметре жидкости. Автопроизводители делают плотность электролита такой, чтобы аккумулятор мог работать при морозе, обладая достаточной скоростью заряда и удельной мощностью. При этом в батареи не добавляется концентрированная серная кислота.

Нормальный показатель плотности в аккумуляторе

Измерить плотность электролита в аккумуляторе скорректировать данный параметр можно лишь в обслуживаемых АКБ. Они производятся благодаря технологии WET. Если описывать их более подробно, такие аккумуляторы представляют собой пластиковый короб, разделенный на 6 отсеков. В каждом из них располагаются пластины, наполненные электролитом.

Чтобы ответить на вопрос, какая плотность должна быть в аккумуляторе, нужно отметить, что существует несколько типов батарей. Так, например, свинцово-кислотные аккумуляторы используются на многих легковых автомобилях, а также грузовиках и вспомогательной технике. Как было сказано ранее, в состав пластин таких батарей входит обычная серная кислота.

Плотность электролита в банках измеряется исходя из веса одного кубического сантиметра состава. На рынке можно найти электролитическую жидкость для заливки пустых батарей с нуля, плотностью 1,28 г/см3, а также корректирующее вещество, плотность которого повышена (1,33 г/см3). При этом «нормальная» плотность электролита аккумулятора замеряется только на хорошо заряженной батарее и при температуре не ниже 23-26 градусов по Цельсию.

Средний показатель описанного параметра равен 1,28 г/см3. Однако большую роль играют условия эксплуатации. Так, например, если автомобиль эксплуатируется в холодном климате, необходимо поднять плотность электролита. При этом нужно учитывать, что при зарядах и разрядах этот параметр постоянно меняется.

Таблица плотности

Важность проверки плотности электролита сложно переоценить, поскольку от этого показателя зависит работоспособность автомобиля. Ниже представлена подробная таблица, демонстрирующая зависимость напряжения и степени заряженности АКБ от концентрации электролита в аккумуляторной батарее.

Плотность при температуре +15 градусов по Цельсию Напряжение без нагрузки Напряжение (В) при нагрузке 100 А Уровень заряженности Температура замерзания электролита
1,27 12,66 10,80 100% -60
1,26 12,6 10,65 95% -55
1,25 12,55 10,5 87,5% -50
1,24 12,47 10,35 80% -46
1,23 12,41 10,20 75% -41
1,22 12,35 10,05 68% -36
1,21 12,29 9,90 62,7% -31
1,20 12,23 9,75 55% -27
1,19 12,17 9,61 50% -24
1,18 12,11 9,45 43% -17
1,17 12,07 9,31 37,8% -15
1,16 12 9,15 32% -13
1,15 11,95 9 25% -12
1,14 11,87 8,85 19% -11
1,13 11,82 8,67 12,54% -9
1,12 11,77 8,55 5% -7
1,11 11,70 8,41 0 -6

Влияние плотности на процесс эксплуатации автомобиля

Колебание плотности электролита оказывает отрицательное влияние на аккумуляторную батарею. Так, например, если этот показатель повышен, вода быстро выкипает, а концентрированная серная кислота разрушает пластины. Именно поэтому автопроизводители рекомендуют регулярно доливать в банки дистиллированную воду.

Низкая плотность, в свою очередь, усложняет запуск силового агрегата. Если показатель слишком занижен, вещество в батарее может просто замерзнуть. При этом такую деталь невозможно зарядить, из-за чего пластины подвергаются сульфатации. Чтобы соблюсти баланс, нужно опираться на практику роста и падения плотности электролита в разных температурных условиях:

  • условия Крайнего Севера – 1,3 г/см3;
  • умеренный климат – от 1,24 до 1,28 г/см3;
  • субтропический климат (южные регионы России) – от 1,22 до 1,25 г/см3.

Учитывая эти показатели, стоит отметить, что их минимальное значение не может быть ниже 1,22 г/см3. Если плотность будет ненормированной, аккумулятор быстро выйдет из строя и потребует замены.

Плотность электролита в зимнее время года

Для измерения плотности аккумулятора используется ареометр. Этот прибор позволяет выяснить, нуждается ли АКБ в корректирующем электролите. Такие измерения особенно актуальны при эксплуатации автомобиля зимой, поскольку в зимнее время года плотность жидкости в банках должна составлять от 1,20 до 1,27 г/см3. При этом стоит помнить, что находясь в машине, батарея заряжена не полностью, примерно на 80-90%.

При эксплуатации автомобиля в условиях, где температура опускается до -50 градусов, плотность заливаемой жидкости должна находиться в пределах от 1,27 до 1,30 г/см3, причем максимальный показатель достигается в случаях, если батарея заряжена полностью. Обусловлено это двумя факторами:

  1. При низкой концентрации H2SO4 (серной кислоты), вещество в батарее может замерзнуть. Замерзание происходит из-за большого количества воды.
  2. В мороз все механизмы автомобиля замерзают. Для поддержания их работоспособности требуется дополнительная энергия. Поэтому даже самые надежные и дорогие модели двигателей не смогут завестись и работать корректно, если аккумулятор «слабый».

Если зима теплая, и температура воздуха составляет около +5 градусов по Цельсию, описываемый ранее параметр должен быть равен 1,22 г/см3. При этом важно постоянно следить за этим показателем – его падение может привести к необходимости замены батареи.

Плотность электролита в летнее время года

В летний период плотность электролита возрастает, поскольку батарея активно теряет жидкость вследствие испарения. По этой причине показатель должен быть ниже на 0,02 г/см3 от стандартных значений. Примечательно, что повышение температуры под капотом провоцирует следующие процессы:

  • Жидкость из банок улетучивается, а кислота становится более концентрированной.
  • Ускоряются процессы превращения электрической энергии в химическую.

Уменьшение объемов электролита влечет за собой увеличение его плотности. В батарею следует регулярно добавлять дистиллированную воду, чтобы контролировать описанный параметр. Для автомобилей из центральных регионов, например Москвы, плотность жидкости в батарее должна быть равна 1,27-1,28 г/см3.

Как проверить АКБ в домашних условиях

Эксплуатация машины должна сопровождаться периодической проверкой состояния аккумуляторной батареи. Как было сказано ранее, рост концентрации серной кислоты в банках негативно влияет на работоспособность батареи. Мастера автосервисов рекомендуют проверять техническое состояние батареи каждые 15-20 тысяч километров пробега. Диагностику можно провести следующим образом:

  1. Осмотреть корпус АКБ на наличие механических повреждений и подтеков.
  2. Визуально оценить уровень электролитической жидкости. Он должен возвышаться над краем банок на 1,3 см.
  3. Провести измерения плотности электролита с помощью контрольно-измерительного прибора.

Иногда заряд может уменьшаться из-за того, что ремень привода генератора ослаблен. Поэтому автовладельцам рекомендуется регулярно проверять его натяжение самостоятельно или в сервисном центре.

Измерения с помощью ареометра

Как было сказано ранее, измерение плотности электролитического вещества в аккумуляторе проводится ареометром. Перед измерительными процедурами необходимо оценить уровень спецжидкости в каждой пластине батареи и скорректировать его очищенной водой. После этого АКБ нужно полностью зарядить и приступить к тесту, руководствуясь следующим алгоритмом:

  1. Установить АКБ на ровную поверхность.
  2. Снять пробку на крышке заливного отверстия.
  3. Погрузить ареометр в электролитическую жидкость и втянуть ее в прибор с помощью резинового наконечника.
  4. Набрать такое количество реагента, которого будет достаточно для перемещения поплавка.
  5. Измерить плотность ареометром, руководствуясь показаниями на специальной шкале.
  6. Зафиксировать полученный результат и повторить процедуру на остальных пластинах.
  7. Сравнить полученные данные со стандартными значениями.

Примечательно, что значения во всех банках должны быть одинаковыми. Если замер показал, что в отдельных пластинах плотность понижена, необходимо проверить АКБ на наличие повреждений или замыканий между банками. Низкая плотность во всех емкостях может говорить о том, что аккумулятор сильно разряжен или изношен. Эксплуатация автомобиля с таким АКБ будет затруднительна.

Можно ли провести измерения без ареометра

Провести тесты с электролитической жидкостью без специального измерительного прибора не получится. При этом изготовить ареометр можно своими руками, заранее подготовив поплавок-грузик. Для создания прибора самостоятельно, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Подготовить полую трубку из пластика, например трубочку для напитков.
  2. Поместить заранее подготовленный поплавок в очищенную воду, отметив на нем уровень жидкости. Эта отметка будет соответствовать показателю 1 г/мл.
  3. Поместить поплавок в новую электролитическую жидкость с точным удельным весом, например 1,4 г/см3.
  4. Сделать отметку в месте соприкосновения электролита с поплавком, после чего разметить расстояние между двумя имеющимися значениями.

Для отбора электролитической жидкости можно воспользоваться резиновой грушей. В качестве альтернативы используется обычный стакан, куда помещается поплавок.

Проведение измерений на необслуживаемой батарее

Проблема измерения плотности электролита в необслуживаемых АКБ заключается в отсутствии откручиваемых пробок. Тем не менее при изготовлении батарей производители используют отверстия, которые позже заделываются одноразовыми пробками. При необходимости их можно демонтировать или просверлить, превратив необслуживаемый АКБ в обслуживаемый.

Примечательно, что после обслуживания аккумулятора отверстия нужно надежно заделать. Это делается при помощи пластика, поскольку он легко плавится и клеится к любым материалам. Поэтому даже если снять пробки полностью не получается, их можно просверлить, заделав пластиком после обслуживания.

Видео с проведением измерений электролитической жидкости

Чтобы понять, как измеряется плотность электролита в АКБ, достаточно ознакомиться с представленным ниже видео:

В данном ролике рассматривается процесс проведения измерений с использованием ареометра. Как было сказано ранее, аналогичную процедуру можно провести с самодельным измерительным инструментом.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Если уровень жидкости регулярно корректировался или его недостаточно для использования АКБ зимой, необходимо повысить плотность электролита в аккумуляторе. Главный признак того, что пора проводить такую процедуру – уменьшение промежутков между зарядкой и разрядкой батареи. Для корректировки описанного показателя потребуются следующие приспособления:

  • купленный или самодельный ареометр;
  • мерный стакан;
  • резиновая груша;
  • посуда для разведения новой электролитической жидкости;
  • очищенная вода;
  • корректирующая кислота (либо электролит).

Далее будут рассмотрены все методы повышения плотности электролитической жидкости в АКБ.

Как поднять плотность с помощью зарядки

Провести такую процедуру можно с использованием слабого тока. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Полностью зарядить батарею.
  2. Дождаться, пока дистиллированная вода в банках начнет испаряться. Общий уровень электролитической жидкости понизится.
  3. Долить новый электролит, плотность которого соответствует требованиям, описанным ранее.
  4. Провести замеры с помощью ареометра.
  5. Повторить процедуру еще раз, если необходимо скорректировать показания.

Необязательно выбрасывать АКБ, если автомобиль перестал заводиться. Деталь можно сделать вновь работоспособной, подняв плотность электролита. Процедура займет немного времени, но при этом позволит сэкономить деньги.

Повышение в случае, если плотность электролитической жидкости упала ниже 1,18 г/см3

Если плотность упала ниже 1,18 г/см3, одним корректирующим электролитом не обойтись – нужно добавлять кислоту. Процесс ее добавления осуществляется так же, как и в случае с электролитической жидкостью, однако для этого берется небольшой шаг. Это обусловлено высокой плотностью кислоты, при добавлении которой можно «проскочить» необходимую отметку.

Примечательно, что если жидкость приобрела коричневый оттенок, АКБ рекомендуется заменить. Потемнение говорит о том, что активное покрытие на пластинах разрушилось и растворилось. Это означает, что электромеханические реакции невозможны, как и повышение низкой плотности электролита в аккумуляторе.

Добавление электролита

Еще один эффективный способ повышения плотности заключается в добавлении корректирующего электролита. Для проведения этой процедуры должен быть соблюден следующий порядок действий:

  1. Отбор небольшого количества жидкости с банки АКБ.
  2. Добавление такого же количества корректирующей жидкости. Если плотность необходимо снизить, вместо электролита используется дистиллированная вода.
  3. Зарядка аккумулятора номинальным током на протяжении 30-40 минут. Это необходимо для смешивания жидкости.
  4. Отключение АКБ от зарядки. После этого его нужно оставить на 1-2 часа для выравнивания плотности и снижения температуры во всех банках.
  5. Проведение повторных измерений с использованием ареометра.

Чтобы не столкнуться с проблемами при проведении описанной процедуры, необходимо заранее уточнить объем банок в аккумуляторе. Также следует полностью заменить жидкость, если перечисленные выше методы не привели к желаемому результату.

Замена электролита

При отсутствии опыта в замене электролитической жидкости, можно воспользоваться дальнейшей инструкцией. Предварительно необходимо подготовить воронку, ареометр, ветошь, посуду для слива отработанного состава и резиновую грушу. Также следует позаботиться о технике безопасности, подготовив резиновые перчатки.

Чтобы залить новый корректирующий электролит, нужно выполнить несколько действий по изъятию старого состава:

  1. Снять АКБ и установить на устойчивую поверхность.
  2. Выкрутить защитные колпаки и перелить электролит из каждой банки в подготовленную посуду. Для этого нужно воспользоваться резиновой грушей.
  3. Залить в банки очищенную воду – это позволит очистить их от образовавшегося налета.
  4. Немного потрясти батарею, после чего слить воду.
  5. Заполнить емкости пищевой содой и оставить их на несколько часов.
  6. После удаления соды, залить в банки раствор столовой соли и подождать еще час.

Теперь, когда все вышеописанные процедуры проведены, необходимо подготовить новую электролитическую жидкость. Процедура ее замены выполняется следующим образом:

  1. Проверка плотности нового вещества ареометром.
  2. Медленное помещение жидкости в банки.
  3. Удаление излишков (если таковые имеются) резиновой грушей

После замены электролита нужно оставить батарею в покое на 4 дня. После этого ее можно зарядить и подсоединить к автомобилю для проверки работоспособности.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Плотность электролитической жидкости – важная характеристика, от которой зависит работоспособность всех узлов автомобиля. Этот параметр, в особенности на старых АКБ, требует повышенного внимания. Проведение тестов, подливание дистиллированной воды или периодическая замена электролита позволяют увеличить срок эксплуатации аккумулятора. При этом важно руководствоваться описанными в статье инструкциями – в противном случае батарея может быть испорчена.

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector