Изображение куба или призмы в конкретной цветовой среде

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КУБА И ЧЕТЫРЕХГРАННОЙ ПРИЗМЫ

Для рисунка какого-либо предмета по представлению необходимо, прежде всего, иметь само представление об изображаемом предмете. Если это реально существующий объект (например, тот же куб или другое простое геометрическое тело), представление о нем можно получить, рассматривая этот предмет со всех сторон, анализируя его форму и конструкцию. Такое внимательное изучение предмета лучше всего совмещать с натурным рисунком. Если изображаемый предмет – сложная пространственная структура, существующая только в воображении автора, можно представить изображаемый предмет как совокупность простых геометрических тел (подробнее об этом рассказано в Части VIII). Для рисунка по представлению также нужно знать законы перспективы и способы перспективного изображения простых геометрических тел на плоскости листа.

Прежде, чем приступить к рисунку куба, следует обратить ваше внимание на важные качества рисунка по представлению и любого другого рисунка – условность и композиционность. «Условность – свойство изображения, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания» (К. В. Кудряшов, с. 20). Начинающие рисовальщики часто совершают ошибку, стараясь в рисунке максимально передать все качества, присущие изображаемому предмету. А между тем, каждый рисунок должен передавать не все качества предмета (размер, объем, цвет, фактуру, материал, освещенность, движение, впечатление), а лишь определенные, те, которые наиболее соответствуют целям изображения. Архитектурный рисунок ставит задачу наиболее полно передать объем и пространство в их геометрическом понимании на плоскости листа. Поэтому в нашем рисунке все перечисленные качества интересуют нас настолько, насколько они помогают передать объемные характеристики изображаемого предмета.

О другом важном качестве рисунка теоретик графического изобразительного искусства В. А. Фаворский писал: «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное… Все, что нами воспринимается в действительности, воспринимается нами в пространстве и во времени, и решительно ничего мы не воспринимаем только во времени или только в пространстве. Реальность, нами воспринимаемая, четырехмерна, а не трехмерна (четвертое измерение – время), поэтому и перед рисунком стоит задача изобразить время, если этот рисунок желает передать реальную действительность, а не является условным изображением препарированной действительности» (В. А. Фаворский, с. 211, 212).

Приведем простой пример. Возьмите небольшой куб (если под рукой нет готового, то склейте его из плотного картона). Поставьте куб перед собой на горизонтальную плоскость. Осветите куб точечным источником света. Поворачивайте куб вокруг вертикальной оси, зрительно фиксируя некоторые повороты, затем рассмотрите куб в тех же поворотах на линии горизонта и выше линии горизонта. В завершении рассмотрите куб в произвольном поступательном и вращательном движении. Можно заметить, что поверхность куба состоит из равных по величине квадратов, грани куба расположены под прямым углом друг к другу, а ребра идут в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Так мы изучаем объект, формируя свое представление об объеме куба и его конструкции, которое складывается из множества отдельных зрительных образов, соединенных воедино движением предмета и аналитической работой нашего сознания. Архитектурный рисунок переносит на плоскость листа именно такое целостное представление об объеме предмета. Однако, если обратиться к отдельным зрительным образам, можно заметить, что некоторые повороты куба лучше передают его объем, другие – хуже, в иных поворотах куб и вовсе трудно узнать, но не один из этих отдельных зрительных образов не может передать наше представление об объеме во всей его полноте. Для того, чтобы решить эту непростую задачу, нельзя ограничиваться простым копированием отдельного зрительного образа, который дает нам произвольный взгляд на изображаемый объект. «Примером может служить моментальная фотография движения хотя бы скачущей лошади или идущего человека. Это почти всегда нелепая поза, не передающая движения, и художник знает, что только соединяя несколько моментов в одном изображении, он передает движение…».

В архитектурном рисунке задача изображения объема решается при помощи ряда специальных приемов, исключающих простое копирование и предполагающих внимательный отбор и анализ. Прежде всего объект (в нашем случае – куб) изображается не в произвольном, а в характерном повороте, который может вобрать в себя максимум информации. Кроме того, куб рисуется насквозь -изображаются не только видимые поверхности, но и те, которые не видны с данной точки. Линии построения также остаются в рисунке, отражая ход вашей мысли, ваши размышления, анализ изображаемого объекта. В светотеневой стадии рисунка положение источника света выбирается таким образом, чтобы тон на освещенных и теневых поверхностях помогал наилучшим образом моделировать объем.

Условность – результат анализа. Рисующий осмысливает натуру, отбирает то, что, с его точки зрения, является наиболее важным для понимания предмета изображения. Композиционность – это синтез. Рисующий воссоздает на листе из отобранных им важнейших черт натуры ее образ. Но этот образ уже отличается от натуры, так как рисующий привносит в свою работу свое понимание изображаемого объекта. Условность и композиционность – две стороны творческого процесса, в чем-то противоположные друг другу, но в то же время очень близкие и абсолютно неразделимые, так как без обеих составляющих художественное творчество невозможно.

Иными словами, можно сказать, что приступая к работе, художник сперва анализирует изображаемый объект. Затем внутри себя он создает некий идеализированный, обобщенный образ, где отобрано и усилено существенное, главное, а второстепенное, случайное – разумеется, с точки зрения автора – отброшено. Вот этот идеализированный, во многом переработанный образ художник и переносит на лист. Т. е. окончательная работа – это уже, в сущности, не натура, но, скорее, зафиксированное на листе представление автора о ней. Это результат его интеллектуальных усилий. В этом, кстати сказать, принципиальное отличие рисунка от фотографии, поскольку фотокамера всегда фиксирует натуру как она есть. Фотохудожник может создать некое необычное освещение или найти неожиданный ракурс, но изменить, исправить натуру он не в силах и не вправе.

Когда мы говорим о рисунке по представлению, то процесс творчества здесь выступает еще сильнее, более выпукло. При создании изображения по представлению натуры как таковой нет. Ее роль выполняют образы, хранящиеся в сознании рисующего как результат предшествующего изучения и осмысления натуры или как фантазия, или как синтез первого и второго. Именно поэтому рисунок по представлению можно назвать более высокой – по сравнению с рисунком с натуры – ступенью в графической подготовке архитектора. Точно также оценивал рисунок по представлению и А. Дейнека. Вот как он писал об этом: «Набросок по представлению отделен от натуры и появляется на свет длительное время спустя после совершавшегося наблюдения и даже без такового, на основе воображения и знаний. В зарисовке по памяти всегда есть определенный отпечаток конкретной обстановки и след виденного предмета. В наброске по представлению изображение в большей мере возникает за счет фантазии, вобравшей в себя сумму наблюдений; за счет знания, обогащенного острой наблюдательностью; за счет зрительной памяти, развитой множеством упражнений в различных видах рисования. Этот вид наброска по силам только уже искушенным в натурном рисунке».

В дальнейшем, когда мы приступим к работе над композицией из геометрических тел, принципы условности и композиционности станут главенствующими (собственно, именно поэтому мы так подробно на них и остановились). Соединяя, врезая друг в друга сложные геометрические тела, мы будем концентрировать свое внимание на их форме, объеме, геометрических особенностях сочленений. Из всех возможных параметров мы (по принципу условности) отбираем одну только форму. Нас совершенно не будет интересовать, из гипса ли сделаны эти тела, из бумаги или какого-то другого материала. В сущности, те тела, которые мы будем рисовать, сделаны «ни из чего». Их фактура, плотность, возможные неровности граней или ребер – не существуют. Тела, с которыми мы работаем, есть абстракция, и это значит, что они все идеально правильные. Принцип композиционности необходим при синтезе уже отобранных черт и элементов для вашего будущего произведения.

Источник

Живопись. Рабочая программа по живописи для 1-4 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1» г. Грайворона

по живописи для 1-4 классов

2. Учебно-тематический план

4. Методическое обеспечение программы

Основная цель программы — формирование у учащихся знаний, умений,
навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.

Весь курс живописи в ДХШ включает в себя 44 задания с постепенным ус-
ложнением. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными,
что активизирует процесс обучения.

Задания первого класса знакомят учащихся со свойствами живописных ма-
териалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цве-
товедения и их применением в практической работе. В первом классе учащиеся
постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цве-
та.

Во втором классе программа по живописи предлагает закрепление умений и
навыков. Учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освеще-
ния. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредст-
вом живописи — при помощи тона и цвета.

В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приема-
ми работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с
различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняют-
ся. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. За-
дания носят более длительный характер.

В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более вы-
сокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный
тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура
в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусмат-
ривают основные задания академической живописи: точные цветовые отноше-
ния в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение
пространства, глубины в натюрморте.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и про-
смотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.

Учебно-тематический план
1 КЛАСС — 102 ЧАСА

Беседа о живописных материалах, о живописи.

Знакомство с акварелью. Оборудование живописца. Акварель-
ные краски и их свойства. Упражнения

Характеристики цвета. Основные и дополнительные, теплые и

холодные цвета. Понятие о составе

сложных цветов путем смешивания. Упражнения

Знакомство с приемами работы акварелью. Тонально-цветовые

заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от темного к свет-

лому, от насыщенного до малонасыщенного). Упражнения

Закрепление приемов работы с акварелью. Лессировки. Оптиче-

ское и механическое смешение цвета. Получение из основных цветов составного цвета

Этюды с осенних листьев. Отработка приемов работы

с акварелью. Заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий

«основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета

Копирование лоскутка ткани. Закрепление основных приемов

работы акварелью. Развитие понятий «цветовой фон», «насы-
щенность светлого цвета»

Изображение драпировки без складок в трех плоскостях. Отра-

ботка приемов работы акварелью.

Понятия локального цвета, оттенков цвета в зависимости от про-
странства и характера освещения

Изображение куба или призмы в конкретной цветовой среде.

Цветотональное решение в теплой и холодной гамме окружаю-

щего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда».

Изменение цвета в зависимости от фона и освещения

Этюд овощей и фруктов (яблоко, хурма, слива) на нейтральном

цветовом фоне. Закрепление навыков практической работы и

понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственной и

Этюд с одним простым предметом быта цилиндрической формы

на светлой цветной драпировке. Лепка

формы, цветотональные отношения. Закрепление навыков рабо-
ты акварелью

Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и му-

ляжом овощей или фруктов (баклажан, гранат); драпировка яр-

кая по цвету, без складок. Понятие контраста, понятие простран-

ства. Лепка формы. Четкие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу

Натюрморт с белым бидоном на нейтральном цветовом фоне и

темной цветной драпировкой (бордовой, темно-зеленой или си-

ней). Изменение локального цвета предмета в зависимости от
окружения

Натюрморт из двух предметов (призматической и цилиндриче-

ской формы) на контрастном фоне. Четкие тональные отноше-
ния. Влияние среды на предметы. Цветовая гармония

Натюрморт с простым предметом (крынка) и овощами в теплой

Натюрморт с этими же предметами в холодной цветовой среде

(1/4 листа). Понятие колорита, цветового строя. Закрепление

навыков и умений. Методичное ведение работы над натюрмор-
том

Этюды овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз,
тыква, яблоки и т. д. на светлой драпировке). Тональные и цве-
товые отношения. ¼ листа (акварель)

Этюд с драпировкой, лежащей в трех плоскостях, и предметом
конической формы (кофейник). Предмет и драпировка — раз-
ной тональности, контрастные по цвету. Понятие «цветовая
среда». Влияние рефлексов. ¼ листа (акварель)

Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону
(гризайль). Передача объема и пространства тональными сред-
ствами. ¼ листа (акварель)

Натюрморт из трех предметов (крынка, корыто, овощи или
фрукты). Предметы, различные по тону, но сближенные по цве-
ту, на ровном светлом фоне. Предметы темные и теплые, фон
светлый и холодный. Организованный контраст переднего пла-
на. Передать объем, форму предметов, оси. Метод ведения ра-
боты — лессировка. ¼ листа

Натюрморт из двух-трех светлых предметов на темном фоне. Влияние окружения на предметы, тональная гармония, связь предметов со средой. Колористическая ценность. ¼ листа

Кратковременное задание. Этюд с овощем (фруктом)

и предметом быта из стекла (гранат — кувшин; лимон — ста-
кан). Умение использовать технические приемы акварели

Натюрморт из двух-трех предметов и предметом из

стекла (темный предмет на светлом фоне). Восприятие рефлек-

сов, передача фактуры. Закрепление навыков работы акваре-
лью. ¼ листа

Натюрморт в теплой цветовой гамме, при холодном свете. Оп-

ределение различии тональных и цветовых родственных цветов

в натюрморте. Предметы простые по форме и четкие различия
фона. Фон нейтральный,
светлый. ¼ листа

Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении.

Влияние теплого света на цветовые отношения в натюрморте. ¼ листа

Этюд чучела птицы. Понятие «пространство среды». Решение

силуэта. Отработка техники работы акварелью. Подчинение

Контрастный натюрморт из двух-трех предметов. Ведется с

предварительным этюдом. Передать гармонию насыщенного

колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цве-
товых отношений. Обобщение умений и знаний, навыков рабо-
ты акварелью. ¼ листа

Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд (акварель). Контра-

стные цветовые отличия. Сочетания цветовые и тональные. Восстановление навыков работы акварелью. ¼ листа

Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой. Драпировка со

складками. Рельефные складки на переднем плане. Решение
пространства, влияние среды на цвет пространства. ¼ листа

Натюрморт, включающий крупный предмет быта и драпировку
с орнаментом или полосками. Умение подчинять детали боль-
шой форме. Решение больших цветотональных отношений. 1/2
листа (акварель)

Натюрморт из двух-трех предметов различной фактуры (дере-
во, металл, стекло и т. д.). Передать материальность, простран-
ство. 1/2 листа

Натюрморт из крупных предметов в пространственной среде
(тематическая постановка). Строительная тематика, оборудова-
ние мастерской и т. д. Освещение как средство выразительно-
сти, решение состояния в натюрморте. Пространство и форма. Освещение софитом. 1/2 листа

Этюд фигуры сидящего человека. Изучение пропорций челове-
ка. Решение фигуры силуэтом. Два этюда в разных поворотах
— профильные и боковые положения. 1/8 листа, 1/8 листа

Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Разно-
фактурные предметы (атрибуты искусств). Разбор цветовых и
тональных отношений, материальности и пространства.1/2 листа

Знакомство с техникой гуаши. Натюрморт из предметов, про-
стых по форме и ясных по тону (гризайль). Технические прие-
мы работы гуашью. Лепка формы, светотональный разбор. Ре-
шение пространства. 1/2 листа

Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме. Осве-
щение теплое (софит). Разобраться в цветовых отношениях.
Цветовая насыщенность и пространство. 1/2 листа (гуашь)

Этюд овощей, фруктов и предметов быта. Передача цветовой
гаммы, тональных отношений. 1/4 листа

Натюрморт «Дары леса» (корзина, грибы, ветки рябины и т. д.).
Контрастные цветовые отношения. Разнообразие фактуры, раз-
нообразие технических приемов. 1/2 листа

Тематическая постановка с живой натурой и предварительным

этюдом (1-2 часа). Фигура в движении (летние впечатления —

«Чистим грибы», «Сбор урожая» и т. д.); композиционные ре-

шения, решение силуэта в среде. 1/2 листа (гуашь, акварель)

Натюрморт на сближенные цветовые отношения и тональные

отношения. Этюд (1—2 часа). Светлые предметы на нейтраль — ном фоне. Поиски тонких отношений Работа с формой. 1/2 листа (гуашь)

Натюрморт из темных предметов в среде темных драпировок

(с предварительным этюдом). Разобраться в цветовых и тональ-

ных отношениях. Передать глубину, форму и освещенность
предметов. 1/2 листа (гуашь)

Натюрморт против света из предметов, различных

по форме и размеру, контрастных по тону, в конкретной цвето-

вой гамме, в характерном холодном освещении. Состояние контраста, решение силуэтов в пространственной среде. Решение формы, пространства, складок драпировок. 1/2 листа

Натюрморт из крупных бытовых предметов в ин-

терьере. Связь со станковой композицией. Форма

в большом пространстве, решение состояния в натюрморте (ос-
вещение, свет как средство выразительности). 1/2 листа

Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе («За

рукоделием»). Решение сложной формы при помощи силуэта в

пространстве. Четкие тональные отношения. 1/2 листа (акварель, гуашь)

Контрольный натюрморт. Контрастные цветовые отношения.

2—3 предмета быта, четкие по цвету и форме, драпировки со

складками. Предварительный этюд (2 часа). Решение всех задач

учебной работы по живописи. Цветовые, тональные отношения,
лепка формы предметов цветом, решение пространства, цель-
ность. Цветовая гармония. 1/2 листа (акварель, гуашь)

ИТОГО -102 ЧАСА
ИТОГО ЗА КУРС — 408 ЧАСОВ

Задание 1 (3 часа). Беседа о живописи. Виды и жанры живописи. Цвет в
живописи. Знакомство с живописными материалами. Акварельные краски и их
свойства. Знакомство с техникой акварельной живописи и методы работы.

Цель: изучение возможностей техники акварели.

Задачи: выполнить упражнение на отработку приемов работы акварелью
(заливка, мазок, лессировка).

Задание 2 (3 часа). Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».
Ахроматические, хроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Теп-
ло-холодность в цвете.

Цель: изучение возможностей цвета, его преобразования.

Задачи: умение составлять сложные цвета путем смешения; выполнение
упражнений, цветовые растяжки с переходом от теплых до холодных оттенков.

Задание 3 (6 часов). Знакомство с приемами работы акварелью. Тонально-
цветовые заливки плоскостей.

Цель: изучение и закрепление навыков и умений, закрепление знания воз-
можностей и характеристик цвета.

Задачи: растяжка одной краски — от темного к светлому, от насыщенного
до малонасыщенного цвета.

Задание 4 (6 часов). Закрепление приемов работы акварелью. Метод лесси-
ровки.

Цель: использование возможностей акварели.

Задачи: освоить методы смешения красок; получить из основных цветов
составные.

Задание 5 (6 часов). Этюды с осенних листьев (листья крупные, конкретные
по форме и цвету).

Цель: использование приемов работы акварелью; умение последовательно
вести работу.

Задачи: отработка основных приемов — заливка, лессировка, мазок; закре-
пление понятий «основной цвет», «составной цвет»; оттенки единого цвета.

Задание 6 (6 часов). Копирование лоскутка ткани (ткань в два-три цвета,

имеющая несложный орнамент).

Цель: развитие понятий «цветовой тон», «насыщенность», «светлота».

Задачи: последовательное ведение работы; использование палитры, точное
решение и нахождение нужного цвета; закрепление навыков и умений. Аква-
рель, бумага 1/4 листа.

Задание 7 (6 часов), Изображение драпировок без складок. Драпировка в
трех плоскостях, конкретная по цвету и тону. Освещение верхнее, софитом, теп-
лый свет.

Цель: развить представления о локальном цвете, его оттенках; понятия
«среда», «пространство».

Задачи: разобраться в явлении взаимодействия видов освещения; влияние
освещения на цвет; отработка приемов работы акварелью.

Задание 8 (9 часов). Изображение гипсового куба в конкретной цветовой
среде. Влияние освещения.

Цель: изучить влияние цветовой среды на предмет; понятие рефлекса; по-
нятие цветовой среды; понятия «свет», «тень на предмете», «падающая тень».

Задачи: выполнить два этюда — один в холодной, другой в теплой среде;
изучить изменение цвета в зависимости от фона и освещения: «Холодный на-
тюрморт» — освещение теплое, «Теплый натюрморт» — освещение холодное;
закрепление навыков работы акварелью; методичное, грамотное ведение зада-
ния, последовательность ведения.

Задание 9 (6 часов). Этюд овощей или фруктов (яблоки, хурма, гранат, сли-
ва и т. д.). Нейтральный цветовой фон.

Цель: лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений.

Задачи: передать характер цветового тона, локального цвета овощей или
фруктов; решение собственной и падающей тени, рефлекса; закрепление навы-
ков и умений работы акварелью.

Задание 10 (6 часов). Этюд с одним простым предметом быта цилиндриче-
ской формы (бидон) на светлой драпировке (голубой, розовой). Предмет доста-
точно темный. Освещение боковое, теплое (софит).

Цель: лепка формы цветом с учетом светотени; передача объема предмета и
пространства. /

Задачи: выявить четкие тональные и цветовые отношения предмета и фона;
лепка формы цветом, решение силуэта предмета и цветовые полутона; передача
пространства контрастами переднего плана.

Задание 11 (9 часов). Монохром. Гризайль. Натюрморты с гипсовым ци-

линдром и муляжом (яблоко, гранат или груша и т. д.) на фоне драпировки, кон-
трастной по тону, без складок.

Цель: изучить явление светового контраста; решение его с учетом про-
странственной среды.

Задачи: выявление в процессе работы формы, объема предмета, введение
его в среду, разбор тональных отношений.

Задание 12 (6 часов). Натюрморт с белым бидоном и двумя драпировками.
Одна фоновая — нейтральная по тону и цвету, другая (лежащая на горизонталь-
ной плоскости) — контрастная по цвету и тону (синяя, красная, желтая и т. д.;
бордовая, темно-зеленая и т. д.).

Цель: понятие контраста; изучение изменения локального цвета предмета в
зависимости от окружения.

Задачи: найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона
цвета; закрепление навыков работы акварелью.

Задание 13 (6 часов). Натюрморт из двух предметов, различных по массе.
Один призматической формы, другой конический (корзина, кружка и т. п.). Кон-
трастный цветовой фон, четкие тональные отношения:

Цель: использование в практической работе теоретических знаний.

Задачи: написать натюрморт с учетом цветовых и тональных отношений,
влияния цветовой среды; выявить пространство и объем предмета; методически
верно вести работу.

Задание 14 (8 часов). Натюрморт с крупным предметом быта и муляжами
(крынка, морковь, свекла и т. д.), конкретными по тону, в теплой цветовой гам-
ме.

Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма»; использование понятия
«дополнительные цвета».

Задачи: добиться в натюрморте решения цельности пространственной сре-
ды и предмета; лепка формы предметов; решение пространства.

Задание 15 (9 часов). Натюрморт с предметами из предыдущего натюрмор-
та, но в холодной цветовой гамме.

Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма»; использование дополни-
тельных цветов; понятие колорита.

Задачи: правильное методическое ведение; добиться завершенности —
проработать форму, объем предметов, решить пространство.

Задание 16 (6 часов). Этюды овощей и фруктов (арбуз, тыква, яблоки).

Цель: восстановить навыки и умения работы с акварелью; вспомнить ос-
новные задачи живописи и основные понятия.

Задачи: обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цвето-
вых и тональных отношений.

Задание 17 (6 часов). Этюд с драпировкой и предметом. Драпировка без
рельефных складок, лежащая в трех плоскостях, и предмет конической формы
(кофейник). Предмет и драпировка разной тональности и контрастные по цвету.

Цель: закрепление основных понятий в живописи; наработка более совер-
шенных приемов техники письма акварелью.

Задачи: выполнить задание с учетом передачи объема предметов; выявле-
ние пространства и цветовой гармонии; взаимовлияние цвета.

Задание 18 (6 часов). Монохром. Натюрморт из двух предметов, различных
по форме и тону (чайник, кружка и т. д.), на фоне без складок; боковое освеще-
ние (софит).

Цель: передача тональных отношений.

Задачи: найти конкретные различия тона предметов и драпировки; решение
объема предметов тональными средствами; передача пространства.

Задание 19 (12 часов) — на сближенные цветовые отношения. Натюрморт
из трех предметов. Предметы (крынка, корыто, овощи или фрукты) четко разли-
чаются по тону. Тон ровный, предметы в теплой гамме; фон с холодным оттен-
ком и светлее предметов.

Цель: научить различать тонкие цветовые отношения; правильно методиче-
ски вести учебное задание; выполнение подготовительного этюда.

Задачи: в процессе ведения работы использовать метод последовательных
лессировок; организовать контраст переднего плана.

Задание 20 (12 часов). Натюрморт из двух-трех предметов, светлых по тону
и ясных по цвету, на темном фоне. Освещение рассеянное, холодное.

Цель: добиться в задании колористической цельности; смягчение контра-
стов.

Задачи: через рефлексы и полутона выразить влияние окружения цветовой
среды на предметы натюрморта; использовать метод лессировок; передать глу-
бину пространства.

Задание 21 (3 часа). Этюд с предметом быта из стекла. Кратковременное
задание.

Цель: передача материальности предмета.

Задачи: использование технических приемов работы акварелью по сырому;
лессировка и мазок, сочетание этих приемов.

Задание 22 (12 часов). Натюрморт из двух простых предметов быта и пред-
метов из стекла различных фактур. Один предмет матовый, с гладкой поверхно-
стью, другой — с глянцевой поверхностью. Предметы различны, по форме и
массе.

Цель: передача материальности двух предметов.

Задачи: решить возможностями акварели различия фактур предметов с уче-
том влияния среды на поверхности предметов.

Задание 23 (9 часов). Натюрморт в теплой цветовой гамме при холодном
освещении. Два-три предмета простой конструктивной формы. Фон нейтраль-
ный, светлый.

Цель: изучить влияние характера освещения в натюрморте; понятие «со-
стояния» в натюрморте.

Задачи: определение различий тональных и цветовых родственных цветов
в натюрморте.

Задание 24 (12 часов). Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом
освещении. Два-три предмета, близкие по материальности (матовые поверхно-
сти). Фон нейтральный.

Цель: уяснить влияние теплого цвета на цветовые отношения в натюрморте;
закрепить в натюрморте понятие «состояние».

Задачи: решить форму, объем предметов и пространство; определить раз-
личия тональных и цветовых отношений в натюрморте.

Задание 25 (6 часов). Этюд чучела птицы (вороны, сороки, чибиса и т. д.).
Характерный силуэт, понятная простая форма. Освещение боковое (софит).

Цель: изучить понятия «пространственная среда», «силуэт».

Задачи: вписать силуэт птицы в среду через рефлексы полутона; применить
различные приемы письма акварелью.

Задание 26 (12 часов). Натюрморт из предметов быта на контрастные цве-
товые отношения. Два-три предмета, один из предметов — стекло. Предвари-
тельный этюд.

Цель: применить знания и умения.

Задачи: выполнить этюд; правильно методически вести работу; разобраться
в цветовых и тональных отношениях; передать гармонию насыщенного колорита
путем рефлексных связей; найти верные тональные и цветовые отношения.

Задание 27 (6 часов). Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Контрастные цветовые отношения (акварель).

Цель: восстановить навыки и умения работы акварелью; выполнить основ-
ные задачи учебной работы по живописи.

Задачи: добиться сочетания цветовых отношений; ведение работы заливка-
ми, уточнение формы мазком.

Задание 28 (9 часов). Натюрморт с гипсовой вазой и драпировкой. Драпи-
ровка с простыми, рельефными складками на переднем плане. Контрастные цве-
товые и тональные отношения. Освещение боковое, софит (акварель).

Цель: развить представление о контрасте, пространственной среде, сочета-
нии цвета.

Задачи: решение пространства, влияние среды (окружающего цвета), осве-
щения; лепка формы цветом, светотеневые отношения; проработка складок пе-
реднего плана; методика ведения учебной работы.

Задание 29 (12 часов). Натюрморт с крупным предметом быта и драпировка
с полоской или орнаментом, рельефными складками на переднем плане. Пред-
мет темный (матовый), драпировка светлая.

Цель: подчинение деталей предмета и рисунка ткани большой формы.

Задачи: решение цветотональных отношений; лепка формы предмета и
складок драпировки; решение орнамента на драпировке по форме складок, с уче-
том цветотональных отношений.

Задание 30 (9 часов). Натюрморт из двух-трех предметов быта, контраст-
ных по тону и цвету. Различные фактуры поверхности (дерево, металл, стекло).

Цель: разнообразить технические приемы работы акварелью.

Задачи: передать материальность предметов; связать их с цветовой средой,
определить их тональность; вылепить форму предметов; решить пространство.

Задание 31 (12 часов). Натюрморт из крупных предметов в пространствен-
ной среде. Тематическая постановка («Ремонт», «Стройка», «Мастерская» и т.
д.). Предметы, различные по тому, с четко организованным предметным планом.
Освещение является средством выразительности в постановке натюрморта (со-
фит).

Цель: выразить «состояние» в натюрморте; пространство и форма; цель-
ность решения.

Задачи: определить четкие светотеневые отношения; живописная задача —
создание цветовой гаммы с учетом цвета освещения; обобщение деталей даль-
них планов; выявление пространства.

Задание 32 (9 часов). Этюды фигуры сидящего человека. Выполняется два
этюда в различных поворотах: профильное положение и положение в три чет-
верти (боковое).

Цель: изучение пропорций человека; знакомство с пластической формой;
понятие «силуэт».

Задачи: изобразить сложную форму цветом обобщенно, без детального рас-
крашивания одежды, деталей прически и т. д

Задание 33 (15 часов). Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом пти-
цы и драпировкой с рельефными складками (чучело, банка с кистями, муляжи
фруктов).

Цель: научить выделять композиционный центр; единство цветового строя.

Задачи: средствами контраста и проработки выявить композиционный
центр натюрморта; подчинение всех деталей главному в натюрморте.

Задание 34 (12 часов). Знакомство с техникой гуаши. Приемы работы. Уп-
ражнение 1—2 часа. Натюрморт из простых по форме и ясных по тону предме-
тов быта. Монохром (гризайль).

Цель: наработка навыков работы новым материалом.

Задачи: светотеневой разбор; решение формы, объема предметов; выявле-
ние пространства (гуашь)

Задание 35 (12 часов). Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной цве-
товой гамме. Освещение теплое, боковое (софит). Гуашь.

Цель: выявить влияние характера освещения на цветовой строй натюрмор-
та; закрепление понятий «цветовой тон», «дополнительные цвета», «рефлексы».

Задачи: точный цветовой разбор предметов в натюрморте; правильно вы-
держать тональные отношения; выявление объема и характера формы предме-
тов, влияния среды, освещения на гипсовый орнамент; передача пространства.

Задание 36 (6 часов). Этюд — овощи, фрукты и один предмет быта. Осен-
ний натюрморт (акварель).

Цель: восстановление навыков и умений работы акварелью; передать ос-
новные цветовые отношения.

Задачи: решить форму, объем предметов, пространственную среду; техника
заливок и уточнение формы мазком.

Задание 37 (12 часов). Натюрморт «Дары леса». Осенняя цветовая гамма
(корзинка, грибы, ветки рябина и т. д.). Контрастные цветовые отношения (аква-
рель).

Цель: использовать разнообразие технических приемов; добиться грамотно-
го сочетания цветовых отношений.

Задачи: композиционное решение, выделение центра композиции натюр-
морта; лепка формы цветом; влияние пространства.

Задание 38 (9 часов). Тематическая постановка с живой натурой — воспо-
минание о лете (выполнение предварительного этюда — 1—2 часа). Фигура в

спокойном движении — «чистим грибы», «разбираем урожай» и т. д. Контраст-
ное цветовое решение (гуашь, акварель).

Цель: пластическое решение сложной формы в пространстве; знакомство с
фигурой человека, решение силуэта; связь формы и пространства.

Задачи: изучив основные пропорции фигуры, грамотно ее закомпоновать и
построить; передать характер ее движения; гармонично решить цветовой кон-
траст; передача цветом формы.

Задание 39 (9 часов). Натюрморт на сближенные цветовые отношения.
Светлые предметы на нейтральном фоне. Холодная цветовая гамма. Гуашь, ак-
варель.

Цель: научить разбирать сближенные отношения; нахождение контраста и
отличий (нюансов) цвета.

Задачи: решение цветовых и тональных отношений; лепка формы цветом;
выявление пространства.

Задание 40 (12 часов). Натюрморт из предметов различных фактур (2-3
предмета). Цветовой тон предметов темный, в среде темных драпировок. Осве-
щение боковое (софит). Гуашь.

Цель: разобраться в цветовых и тональных отношениях; передать состояние
освещенности предметов в среде.

Задачи: решение формы, объема предметов в пространственной среде.

Задание 41 (12 часов). Натюрморт из двух-трех простых по форме и раз-
личных по тону и цвету предметов в нейтральной цветовой среде против света.

Цель: передать состояние противодействующего света; изучение явления
рефлексов. Задачи: решить состояние контраста, силуэтов предметов в харак-
терном холодном освещении; контражур; решение формы, пространства, скла-
док драпировки.

Задание 42 (14 часов). Натюрморт из крупных бытовых предметов в ин-
терьере. Состояние в натюрморте. Свет как средство выразительности. Контра-
стные цветовые отношения.

Цель: связь со станковой композицией; выделение центра композиции на-
тюрморта; выразительность светотональных и цветовых отношений.

Задачи: решение формы, объема предметов, проработка деталей формы,
решение пространства; материальность фактуры предметов.

Задание 43 (9 часов). Живая натура: Тематическая постановка в спокойной
позе, несложное движение («За рукоделием» и т. д.). Сближение цветового от-
ношения. Противодействующий свет («У окна» и т. д.).

Цель: решение сложной пластической формы (фигура человека) силуэтом;
четкие тональные отношения; связь со станковой композицией.

Задачи: передать состояние в постановке; передать характер движения и
пропорции фигуры; цветом решить пространственную среду и силуэт фигуры.

Задание 44 (15 часов). Контрольный натюрморт. Предметы быта (2-3 пред-
мета) различных фактур (дерево, стекло), четкие по тону, ясные по цвету. Дра-
пировка со складками. Контрастные цветовые отношения. Выполняется этюд.

Цель: выявление уровня подготовки учащегося.

Задачи: применение в учебной работе основных теоретических знаний и
практических навыков; цветовые и тональные отношения — лепка формы цве-
том, решение фактуры предметов, проработка деталей предметов и складок дра-
пировки; пространственное решение; цельность, обобщение, цветовая гармония.

Требования к уровню подготовки выпускников

Выпускник ДХШ должен иметь достаточные знания и умения для выполне-
ния учебной работы, которая соответствует требованиям, предъявляемым к аби-
туриентам средних специальных художественных заведений.

Учащиеся должны успешно, творчески осознанно решать живописно — ком-
позиционные задачи. Они обязаны показывать в работе освоение ремесленной
стороны искусства — умение смешивать краски (добиваясь сложных цветов,
тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать. Необ-
ходимо освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные
приемы и возможности; грамотно пользоваться художественными материалами.

Учащийся должен уметь решать форму, объем предметов в пространствен-
ной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний. Доби-
ваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического реше-
ния, разбираться в цветовых и тональных отношениях. Передавать форму, глу-
бину, освещенность. Свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры.

Методические пособия к теоретическим занятиям.

Работы выпускников школы, наглядные пособия по цветоведению, учебные
работы из методического фонда школы.

Дидактические пособия по методике ведения заданий. «Поэтапное ведение
работы над натюрмортом». Схемы и таблицы: «Цветовой круг», «Тепло-
холодные цвета», «Оттенки одного цвета», «Тональные растяжки одного цвета».

Планшеты, Натюрмортные столы, софиты, стулья, мольберты.

Реквизит (предметы и драпировки).

2. Живопись акварелью. М., 1961.

3. Методика работы над натюрмортом. М., 1982,

4. Основы живописи. Обнинск, 1996.

5. Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. М., 1986

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector