Конспект занятия на тему :»Симметрия в кубе»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и в пирамиде. Представление о правильных многогранниках.
Цель: проверить в ходе занятия усвоение знаний
Предметные:геометрическое тело и поверхность, многогранники: призма, пирамида, параллелепипед, правильные многогранники, площадь полной и боковой поверхности многогранников.
Метапредметные: развивать логическое мышление и пространственное воображение при построении геометрических тел и их элементов, умение анализировать, сравнивать, делать выводы относительно площади пространственных тел и их поверхностей.
Личностные: воспитывать познавательный интерес, внимательность при построении пространственных тел, культуру труда, дисциплинированность на занятие.
I. Проверка знаний студентов. Тест по теме «Многогранники и их основные свойства» (15 мин.)
II. Изучение нового материала.
Симметрия: определение и основные понятия.
Симметрия в параллелепипеде.
Представление о правильных многогранниках.
(1) Однажды Л.Н. Толстой сказал: «Стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врождённое чувство. На чём же оно основано?».
? Как вы понимаете, что такое симметрия? Где мы можем встретиться с симметрией? Приведите примеры симметрии в природе, технике, архитектуре, быту.
Совершенно верно. С симметрией мы встречаемся в природе, архитектуре, технике, быту. Мы часто видим симметричные творения природы (листья, цветы, птицы, животные) или творения человека (здания, техника) — все то, что окружает нас каждый день. В быту: молотки, рубанки, лопаты, трубы. Мы смотрим на себя в зеркало и видим, что части нашего лица симметричны друг другу. По улицам ездят автомобили, автобусы, правая и левая части которых симметричны. Таким образом, симметрия бывает не только на плоскости (кленовый лист), но и в пространстве (лицо).
В школьном курсе геометрии вы изучали симметрию на плоскости. А сегодня на уроке мы рассмотрим с вами симметрию в пространстве. Ни одно геометрическое тело не обладают таким совершенством и красотой, как многогранник. «Многогранников вызывающе мало, — написал когда-то Л. Кэролл, — но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».
« Симметрия » в переводе с греческого означает «соразмерность» (повторяемость). Симметричные тела и предметы состоят из равнозначных, правильно повторяющихся в пространстве частей. Особенно разнообразна симметрия кристаллов. Различные кристаллы отличаются большей или меньшей симметричностью. Она является их важнейшим и специфическим свойством, отражающим закономерность внутреннего строения.
Симметрия – это закономерная повторяемость элементов (или частей) фигуры или какого-либо тела, при которой фигура совмещается сама с собой при некоторых преобразованиях (вращение вокруг оси, отражение в плоскости).
Понятие симметрии включает в себя такие понятия, как: ось симметрии, центр симметрии и плоскость симметрии.
1) Ось симметрии — воображаемая ось, при повороте вокруг которой на некоторый угол, фигура совмещается сама с собой в пространстве (
2) Центр симметрии — это точка внутри многогранника, в которой пересекаются и делятся пополам прямые, соединяющие одинаковые элементы многогранника (грани, рёбра, углы) (С).
3) Плоскость симметрии делит многогранник на 2 зеркально равные части (Р).
4) Степенью симметрии называется совокупность всех элементов симметрии, которыми обладает данный многогранник. Например , куб обладает высокой степенью симметрии, т.к. в нём присутствуют 3 оси симметрии четвёртого порядка (3, четыре оси симметрии 3 — го порядка (4, шесть осей второго порядка (6 В точке пресечения осей симметрии располагается центр симметрии куба. Кроме того в кубе можно провести 9 плоскостей симметрии (9Р).
(2) Симметрия в кубе.
Кубу свойственны все виды симметрии.
а) Центр симметрии (центр куба) — точка пресечения диагоналей куба.
б) Плоскости симметрии (9): 1) 3 плоскости симметрии, проходящие через середины параллельных ребер; 2) 6 плоскостей симметрии, проходящие через противолежащие ребра.
в) Оси симметрии (13): 1) 3 оси, проходящие через центры противолежащих граней; 2) 4 оси симметрии, проходящие через противолежащие вершины; 3) 6 осей, проходящие через середины противолежащих рёбер.
(3) Симметрия в параллелепипеде.
а) Центр симметрии — точка пересечения диагоналей прямоугольного параллелепипеда.
б) Плоскость симметрии. 3 плоскости симметрии, проходящие через середины параллельных рёбер.
в) Оси симметрии. 3 оси симметрии, проходящие через точки пересечения диагоналей противолежащих граней
1) Симметрия прямой призмы. Одна плоскость симметрии, проходящая через середины боковых рёбер.
2) Симметрия правильной призмы.
а) Центр симметрии . При чётном числе сторон основания центр симметрии — это точка пересечения диагоналей правильной призмы.
б) Плоскости симметрии: 1) плоскость, проходящая через середины боковых рёбер; 2) при чётном числе сторон основания — плоскости, проходящие через противолежащие рёбра.
1) 2)
в) Ось симметрии : а) при чётном числе сторон основания — ось симметрии проходит через центры оснований; б) оси симметрии, проходящие через точки пресечения диагоналей противолежащих боковых граней.
а) Плоскости симметрии: при четном числе сторон основания — а) плоскости, проходящие через противолежащие боковые ребра, и б) плоскости, проходящие через медианы, проведенные к основанию противолежащих боковых граней.
б) Ось симметрии: пр и четном числе сторон основания — ось симметрии проходит через вершину правильной пирамиды и центр основания.
(6) Самостоятельная работа студентов по теме » Представление о правильных многогранниках». Задание: заполнить таблицу «Правильные многогранники».
Число граней, сходящихся в одной вершине
Центр симметрии куба находится в точке в которой пересекаются
Самый популярный многогранник из семейства Платоновых тел. Куб или гексаэдр (от греческого hex — шесть и hedra — грань) составлен из 6 квадратов.
Каждая из 8 вершин куба является вершиной 3 квадратов, поэтому сумма плоских углов при каждой вершине равна 270 ° . У куба 12 ребер, имеющих равную длину. Примем длину ребра куба за а и представим числовые характеристики его элементов.
Сумма длин всех ребер | 12а | |
Площадь поверхности | 6а 2 | |
Объем | V = а 3 | |
Радиус описанной сферы | ||
Радиус вписанной сферы | r = a/2 |