В этой небольшой заметке я расскажу о том, какая классификация следов транспортных средств принята в настоящее время за основу экспертами-криминалистами. Итак, следы транспортных средств могут быть образованы:
а) на дорожном покрытии и лежащих на дороге предметах, например, шинами автомашины, мотоцикла, велосипеда, трактора, прицепа; колесами гужевого транспорта; гусеницами трактора или тягача; полозьями саней; нижними частями автомашины, тягача, трактора (поддоном масляного картера или его защитным устройством, коробкой передач, карданным валом, картером заднего моста и др.); иными частями транспортного средства при его переворачивании;
б) на различных предметах, в том числе, другом транспортном средстве — выступающими частями транспортного средства (бампером, облицовкой радиатора, номерным знаком, фарами и подфарниками, крыльями, буксировочным устройством и др.).
Рассматриваемые следы могут быть объемными, образующимися на пластичном веществе (грунте, снеге и др.), и поверхностными (отслоения и наслоения).
Последние делятся на позитивные, отображающие только выступающую часть рисунка протектора, и негативные, образующиеся за счет наслоения грязи, застрявшей в углублениях протектора.
При надавливании на следовоспринимающую поверхность по перпендикуляру к ней образуются следы статические, а при скольжении — динамические (в виде пучка трасс). К числу динамических относятся следы торможения (возникающие при полной блокировке колес именуются следами «юза»). На твердом дорожном покрытии следы «юза» могут образовываться за счет отслоившихся частиц резины покрышки. При прерывистом торможении следы его могут чередоваться со следами качения.
К следам транспортных средств в широком смысле относятся также осколки стекла, отвалившиеся детали, отделившиеся частицы краски, пролившиеся жидкости (топливо, смазочные масла, тормозная жидкость), часть упавшего груза.