Уникальный случай

Добрый день, дамы и господа. В этой заметке рассмотрим детально Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1567-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась с запросом в Конституционный Суд (КС) РФ.
Они просили проверить ряд положений Закона о поправке к Конституции РФ, запускающего кардинальную реформу высших судов. В рамках нее создается единый высший судебный орган — Верховный Суд (ВС) РФ. Он объединяет функции действующих ВС РФ и ВАС РФ. ВАС РФ при этом упраздняется. Отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются вновь создаваемому ВС РФ.
КС РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению. При этом он отметил, в частности, следующее.
Закон о поправке к Конституции РФ — это специальный правовой акт, имеющий особый статус. Проверка вносимых таким законом изменений в Конституцию РФ фактически представляет собой проверку текста самой Конституции РФ. А это непосредственно не входит в компетенцию КС РФ.
Депутаты ссылались в т. ч. на нарушение процедуры принятия закона. Между тем проверить его конституционность по порядку принятия можно только до его вступления в силу. Т. е. в порядке предварительного нормоконтроля, на что КС РФ не уполномочен.
Закон о поправке к Конституции РФ в части, вносящей изменения в главы 3-8 (одна из которых посвящена судебной власти), не может противоречить положениям ее глав про основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ (соответственно 1, 2 и 9). Причем как по содержанию, так и по порядку принятия. Возникающие по этому поводу споры должны разрешаться именно в порядке конституционного судопроизводства. Тем самым не исключается внесение как в Конституцию РФ, так и в Закон о КС РФ изменений, касающихся возможности проверки КС РФ Закона о поправке к Конституции РФ с точки зрения соответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ до его вступления в силу. Т. е. до того момента, с которого внесенные поправки становятся неотъемлемой составной частью Конституции РФ.
КС РФ подчеркнул, что упразднение двух высших судов и создание нового ВС РФ — уникальный случай. Он требует принятия специальных мер, направленных на обеспечение гарантий независимости и несменяемости судей, замещающих должности в прекращающих свою деятельность высших судах.
Для судей ВС РФ и ВАС РФ предусмотрен специальный механизм замещения судейских должностей во вновь образуемом ВС РФ. А для тех из них, кто не войдет в его первоначальный состав, — возможность перевода в другой суд, а также соответствующий высокому статусу судьи комплекс соцгарантий, призванных компенсировать им негативные последствия прекращения полномочий.

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector