- РИТМ КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ 23
- Пластическое решение поверхности куба развертка
- Лабораторная работа № 7. Ритм как средство архитектурной выразительности
- Задание 1. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритмических закономерностей.
- Задание 2. Преобразование архетипа
РИТМ КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (речевых, звуковых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведений архитектуры ритм играет ведущую роль как средство архитектурной композиции. Наиболее часто используется в архитектурной композиции одна из разновидностей ритма — метрический ряд, особенностью которого является повторяемость одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких метрических рядов образует сложный метрический ряд.
Ритм — это закономерное изменение элементов композиции и интервалов между ними вопределенной закономерности (арифметической, геометрической, гармонической и т. д.).
ЗАДАНИЕ 4.Членение поверхности с помощью ритмических рядов.
ЦЕЛЬ:Знакомство с понятием ритма и закономерностями построения ритмического ряда.
ЗАДАЧИ:Освоить приемы остановки ритмического ряда и выделения центра композиции. Освоить принципы получения объемного ритмического ряда из цельного плоского листа бумаги.
ТРЕБОВАНИЯ:Выполнить макет по заданному образцу (ил. 12, 13).
Придумать композицию из листа бумаги с ритмическими членениями, используя ритмические ряды. Размер 20×30 см (ил. 14, 15).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:Если надсечь и прорезать все линии, как показано на образце, то получится ритмический ряд. Элементы этого ряда изменяются с определенной закономерностью по высоте и по выносу от плоскости листа.
В творческом макете предлагается менять частоту прорезей, внося изменения в их ритмическую закономерность; разрезать плоскости этих элементов и отгибать их внутрь, получая дополнительные членения, более интенсивную пластику, богатую светотеневую градацию. Внося эти изменения, можно получить разнообразные варианты ритмических членений с использованием возрастающих, убывающих, встречных, сложных и простых ритмических рядов.
Ритм членений, светотень создают определенную пластику, используемую для разработки поверхности объемной формы. В следующих заданиях можно проследить, как меняется впечатление от простой формы куба в зависимости от пластического решения его поверхностей.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 23
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 22
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 21
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 20
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 19
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 18
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 17
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 16
ЗАДАНИЕ 6.Пластическое решение поверхности куба (ил. 21—23).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СМОТРИ ЗАДАНИЕ 5.
требования:Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композиционный замысел в решении пластики всех граней. Размер куба 10×10 см.
методические указания:Композиция предус-матривает восприятие со всех сторон, что не исключает и основного направления движения к этому объему.
На примерах можно видеть разные варианты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа.
Макеты цилиндрических объемов решались по такому же принципу, как и кубы.
ЗАДАНИЕ 7.Ритмические членения поверхности цилиндра.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СМОТРИ ЗАДАНИЕ 6.
требования:Выявить объем цилиндра за
счет пластической разработки его поверхности (ил. 24—26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см.
методические указания:Макет клеится методом встык. Пластическое решение поверхности достигается с помощью надсечек, прорезей, отгибов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Пластическое решение поверхности куба развертка
Математика изучает объекты, явления, процессы окружающего мира во всех его проявлениях и взаимодействиях. Обустраивая окружающее пространство, человек всегда старается его упорядочить. Одна из часто встречаемых форм бытовых предметов – это прямоугольный параллелепипед. Его форму имеют: шкаф, телевизор, детские кубики, кусочки сахара… Длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда называют его измерением. Если все три измерения равны, то его называют кубом.
Знания о площади поверхности куба, его развертках, объёме полезны при расчётах количества обоев, паркета, краски при ремонте квартиры, кубометров леса при постройке дома… Поэтому тема «Куб и его развёртки» является актуальной.
Актуальность применения правил замощения плоскости подтверждает сказ о мастерах.
Двум мастерам было дано задание из одинаковых листов железа изготовить максимальное количество кубов, используя предложенную развертку куба. У первого мастера получилось 5 штук, второй же мастер, применив принципы замощения плоскости, сумел сделать в два раза больше кубов, тем самым показав возможность рационального использования материала
Цель исследования: получение новых знаний о кубе, его развертках и их практических применениях.
2. Исследовать развёртки куба.
4. Выполнить замощение плоскости развёртками куба.
Предмет исследования: куб.
Объект исследования: развёртки куба.
Гипотеза: знания о кубе и его развёртках помогают решать практические задачи.
Методы исследования: практический, наблюдение, опрос, анализ, обобщение, измерения, расчёты, изучение литературы и материалов сайтов.
Теоретический этап исследования
По другому куб называют шестигранником или гексаэдром [6]. Куб имеет 6 граней Каждая грань куба – квадрат. У куба 8 вершин. Вершина куба – это самая отдалённая от центра куба точка, которая лежит на пересечении трёх его граней. Каждая вершина принадлежит только трём граням и только трём рёбрам. Куб имеет 12 рёбер. Ребро куба – это отрезок, образованный пересечением двух граней куба. Рёбра имеют одинаковую длину. Каждый конец ребра соединен с двумя соседними рёбрами под прямым углом [3].
Поверхность куба состоит из шести граней. Площадь поверхности куба – это сумма площадей всех граней.
Площадь одной грани куба при длине ребра «а» равна а2. Площадь поверхности куба можно выразить формулой S=6a2.
Площадь одной грани этого куба: 1 дм2, тогда площадь поверхности куба будет равна 6 дм2. Если разбить 1 дм2 на см2 и мм2, мы получим, что площадь поверхности данного куба будет равна 600см2 и 60 000мм2 соответственно.
Объём куба – это совокупность всех точек в пространстве, ограниченных гранями куба. Объём куба при длине ребра «а» можно выразить формулой V=a3.
Кубы с одинаковым размером граней, но сделанные из разных материалов имеют одинаковый объем, одинаковую площадь, но разную массу. Соответственно, кубы, изготовленные из разных материалов, но имеющие одинаковую массу, будут отличаться размерами.
Игральная кость – это популярный источник случайности, который широко применяется в азартных, настольных и ролевых играх.
Традиционная игральная кость – это кубик, который используется как средство генерирования случайных чисел. На каждую грань кубика нанесены числа от 1 до 6. Их принято располагать так, чтобы сумма чисел на противоположных гранях была равна семи. Целью кубика является демонстрация случайно определённого целого числа от одного до шести. Выпадение каждого числа является равновозможным благодаря правильной геометрической форме кубика.
Развёртка куба – это оболочка, позволяющая увидеть куб со всех сторон. Развертка куба состоит из 6 равных квадратов.
Изучение возможных вариантов развёртки куба, показало, что их всего 11 видов [4].
Замощение – это покрытие всей плоскости или заполнение всего пространства неперекрывающимися фигурами [5].
Изучение куба показало, что плоскость можно покрыть целиком без пробелов его реберными развёртками одного вида. При этом несколько развёрток одного типа складываются в симметричный элемент орнамента, называемый плиткой, с помощью которой происходит замощение плоскости [2].
Выполнено замощение плоскости различными развёртками куба. Замощение плоскости развертками куба можно использовать при изготовлении пазлов.
Пазл – это увлекательная головоломка очень популярная у взрослых и незаменимый элемент в жизни каждого ребёнка. Пазлы для детей – это увлекательная игра, позволяющая развивать мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, терпение, целеустремленность.
Практический этап исследования
Сделать модель куба из дерева с рёбрами 1 дм, из бумаги с ребром 1 дм. Из бумаги с ребром 1 см.
Лабораторная работа № 7. Ритм как средство архитектурной выразительности
Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (речевых, звуковых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведений архитектуры ритм играет ведущую роль как средство архитектурной композиции.
Наиболее часто используется в архитектурной композиции одна из разновидностей ритма — метрический ряд, особенностью которого является повторяемость одинаковых элементов и интервалов между ними.
Сочетание нескольких метрических рядов образует сложный метрический ряд.
Ритм — это закономерное изменение элементов композиции и интервалов между ними в определенной закономерности (арифметической, геометрической, гармонической и т. д.).
Задание 1. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритмических закономерностей.
Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т. п.
Задачи: усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы.
Требования: создать фронтальную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (рис. 31-34).
Методические указания: композиционный центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.
На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.
Задание 2. Преобразование архетипа
Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: геометрический вид, масса, положение в пространстве, светотень и т. п.
Задачи: усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объемной формы.
Требования: создать фронтальную композицию, как часть объемного сооружения, повернутого к зрителям главным фасадом (статическое восприятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (рис. 35-36).
Методические указания: композиционный центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформации превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.
На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущественную ориентацию на главную точку восприятия. В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя.
Задание 3. Композиционный этюд с использованием ритмических рядов
Ритмические закономерности свойственны как отдельным сооружениям, так и целым комплексам, архитектурным ансамблям. Обычно архитектурная композиция строится не на одном каком-либо ритмическом порядке, а на сопоставлении нескольких ритмических или метрических рядов, находящихся в соподчинении.
Цель задания: показать возможности ритмических рядов при композиционном решении открытого (экстерьерного) пространства.
Задачи: решить композицию открытого пространства, выделить центр композиции, организовать движение воображаемого зрителя по направлению к композиционному центру.
Макет выполняется на плоском прямоугольном подмакетнике размером 20×30 или 25×25 см.
Реальная величина пространства от 150 до 10000 м, масштаб макета соответственно от 1:50 до 1:400.
Композиция пространства решается взаимодействием двух или трех ритмических (метрических) рядов.
Для построения рядов используются кубы или параллелепипеды.
— величина организуемого пространства и масштаб макета выбираются автором и показываются с помощью фигурки условного зрителя;
— величина, пропорции и число объемных элементов определяются в соответствии с выбранным масштабом и авторским замыслом;
— элементы могут находиться на расстоянии или врезаться один в другой;
— композиционный центр может находиться между объемными элементами, но может быть обозначен единым объемом или группой элементов;
— в целях достижения единства композиции и напряженности ритма возможно нарушение элементарных ритмических закономерностей;
— для уточнения масштаба композиции возможно размещение на макете условных деревьев или кустарников, не нарушающих однако композиционного единства;
— по согласованию с преподавателями разрешается ограниченное применение цвета.
Время выполнения задания: 2—4 ч в аудитории с предварительной подготовкой дома.