План конспект урока по рисунку куб

Открытый урок «Рисуем куб»

Здесь представлен поэтапный план-конспект открытого урока, посвященного изображению куба.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа» муниципального образования
Люберецкий муниципальный район
Московской области

План-конспект
открытого экспертного урока

Преподаватель: Татаринова А. М.

Тип занятия: комбинированный

Класс: 1 класс
Тема: «Линейно-конструктивное

изображение куба в перспективе»

Более подробное знакомство с перспективой, ее видами и законами. Формирование умения работать с перспективой на практике на примере простого геометрического тела (куб).
Задачи урока:
Образовательные: изучить законы перспективы.
Обучающие: научить работать с натурой, использовать метод визирования и ранее полученные знания о законах перспективы на практике, поэтапному ведению рисунка, грамотной компоновке фигуры в листе, умению анализировать форму предмета.
Воспитательные: воспитать интерес к работе с натурой, к ее конструкции, приучить строить предметы каркасно.
Развивающие: развивать пространственное мышление и воображение.
Зрительный ряд: презентация с подробным изложением информации о перспективе с наглядными примерами, работы с построением поэтапным куба в качестве примера и подсказки, работы учащихся из методического фонда
Материалы и оборудование: бумага (формат А3), карандаши различной мягкости (Н, НВ, В), ластик, малярный скотч, канцелярский нож или точилка.
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Объяснение темы с демонстрацией презентации в качестве наглядного пособия (30 минут)
3. Анализ натуры. Разбор поэтапности действий при построении (10 минут)
4. Перемена (5 минут)
5. Самостоятельная работа учащихся (40 минут)
6. Перемена (5 минут)
7. Анализ работы (7 минут)
8. Самостоятельная работа (22 минуты)
9. Подведение итогов (7 минут)
Ход урока:
Приветствую детей и прошу их сесть полукругом без мольбертов для просмотра презентации. Устанавливаю дисциплину.
Ранее мы уже говорили о перспективе и даже выполняли упражнения на перспективу с 1 и двумя точками схода. Сегодня мы попробуем систематизировать уже имеющиеся знания и дополнить их. Итак, что же такое перспектива? Это воспринимаемые нашим взглядом тональные, цветовые и размерные изменения предметов по мере их удаления, изобразительное искажение пропорций и формы реальных предметов при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Любопытно, что перспективные сокращения стали наблюдаться в работах художников лишь в эпоху ренессанса. Сейчас считается, что привычная современным людям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации). Рассмотрим примеры.
Итак, как вы уже поняли, перспектива бывает нескольких видов. Начнем с прямой линейной перспективы. Это вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Рассмотрим примеры. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.
В противоположность прямой перспективе выступает обратная. Это вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Рассмотрим примеры.
Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи. Рассмотрим примеры.
Помимо тональной существует еще и воздушная перспектива. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Рассмотрим примеры.
Для угловой перспективы характерны сокращения всех видимых частей, их раскрытие в ракурсах, что создает динамичный, экспрессивный образ. Изначально использовалась преимущественно мастерами Северного Возрождения. Рассмотрим примеры.
Также существует панорамная перспектива. Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической поверхности. Панорама – это изображение всего того, что зритель видит вокруг себя. Рассмотрим примеры.
Плафонная перспектива – это особый вид перспективы которую используют художники, украшая потолки. Они учитывают то, что люди смотрят на них снизу вверх. С помощью линейной перспективы художники создают глубину пространства. Рассмотрим примеры.
Сферическая перспектива – перспектива, деформированная под округлую, сферическую форму. Подобные сферические искажения можно наблюдать на выпуклых зеркальных поверхностях. Рассмотрим примеры.
А сейчас поговорим об аксонометрии. Это один из видов перспективы, основанный на методе проецирования ( получения проекции предмета на плоскости ), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.Иначе ее называют параллельной перспективой. Аксонометрия делится на три вида: изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое); диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое); триметрию (измерение по всем трем осям различное).
Наверное, первой перспективой в изобразительном искусстве была, ортогональная перспектива. Рассмотрим примеры.
Она свойственна древнеегипетскому искусству. Только в ортогональной проекции форма предмета может быть зафиксирована единственным образом: она передаёт без искажений контуры реального предмета. Рассмотрим примеры.
Для японского искусства характерна перцептивная перспектива. Она соединяет в себе обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы. Рассмотрим примеры.
А теперь обратим внимание на наш куб. У него, как вы уже знаете, 4 грани вертикальных, 4 горизонтальных, они соединяются с друг другом под прямым углом, что говорит о параллельности вертикальных и горизонтальных граней между собой и о перпендикулярности вертикальных граней по отношению к горизонтальным. Также это позволяет нам сделать вывод об одинаковой длине всех граней. Теперь обратите внимание на примеры работ с построением куба. С полученными знаниями приступим к рисунку. Для начала определите местоположение фигуры в листе и ее размер. Важно правильно закомпоновать фигуру в формате. Она не должна быть слишком крупной или маленькой, не должна убегать из центральной части листа.Теперь займемся построением. Попробуйте представить куб прозрачным. Теперь внимательно посмотрите, какая грань куба будет ближе всего к вам. Эту грань стоит отметить как нижнюю крайнюю точку куба. Измеряя угол между ребром и горизонтальной линией, отмечаем место ребра. Не переставая уточнять и сравнивать угол, рисующий должен добиться того, чтобы ребро как бы «легло» на стол, и тогда, нажимая на карандаш, пометить эту часть каркаса. Также следует использовать метод визирования. Когда ребро будет найдено, необходимо от той же точки и таким же путем найти второе ребро и затем, отметив размеры сторон каркаса, построить остальные ребра основания. После этого переходим к определению объема куба. Рисующий восстанавливает высоты из углов основания и, отметив на них размеры и соотношения частей каркаса в натуре, определяет верхнюю грань куба точно так же, как он находил его основание. Таким образом, форма каркаса куба будет построена и тем самым окажется решенной его конструкция, что позволяет перейти к изображению формы.
Теперь давайте проанализируем результаты вашей работы, разберем и исправим ошибки.
В конце занятия организовывается мини-выставка, на которой мы подводим итоги об успешности проделанной работы.
После занятия учащиеся приводят класс в порядок. Убирают мольберты и стулья.
Список использованной литературы:

Аксёнова Е., Аксёнов Ю. Перспектива // Художник. 1962, № 12. С.56-60.

Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем., англ., лат., др.греч. И. Хмелевских, Е. Козиной, Л. Житковой, Д. И. Захаровой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 336 с.

Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. — М.: Наука, 1980.

Глазунов Е. А., Четверухин Н. Ф. Аксонометрия — М.: ГТТЛ, 1953.

Мухин А. С. Рецепции представлений о пространстве и времени в художественной культуре. Италия и

Нидерланды. XV век. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. — 185 с.

Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006, с. 320—329

Флоренский П. А. Обратная перспектива

Романова С. Обратная перспектива. Опыт интерпретации // Искусствознание. 2008. № 4. С.271-286. (www.sromaart.ru)

Романова С. Обратная перспектива. Опыт интерпретации // Выставка произведений Светланы Романовой. Интерпретации: живопись, графика, тексты. 14 января — 01 февраля 2009. (Московский музей современного искусства. Каталог.) — М.: АртПринтС, 2009. C. 21-33.

Источник

Конспект урока по ИЗО в 5 классе «Рисование куба»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по ИЗО в 5б классе.

Тема урока: Линейная перспектива. Рисование куба на линии горизонта.

Цель урока: Учить рисовать куб на линии горизонта, учитывая особенности конструктивного строения куба.

образовательные: учить изображать предметы окружающего мира в соответствии с законами линейной перспективы;

овладевать навыками конструктивного построения предметов.

воспитательные: аккуратность при выполнении работы;

интерес к изобразительному искусству.

развивающие: развивать пространственное воображение, логику, наблюдательность, креативность мышления, координацию глаза и руки;

развивать творческое воображение.

Тип урока : урок повторения и усвоения новых знаний

Методы обучения : наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма обучения : фронтальная.

Оборудование для урока (для учителя) Конструктивная модель куба, примерный рисунок куба на линии горизонта, таблица с линией горизонта, рисунок куба на доске (в процессе объяснения), « теги » .

Оборудование для урока (для учащихся) Рабочая тетрадь, простые карандаши, ластик.

Организационный момент (3 мин) — приветствие, проверка готовности к занятию.

Создание эмоционального настроя (4 мин) — показ рисунков комнаты, анализ рисунков.

Анализ конструктивной модели куба (7 мин) — ребра куба, их расположение (вертикальные, горизонтальные), изучение видимости сторон.

Повторение знаний о перспективе (3 мин) — актуализация знаний о перспективе (точка схода, линия горизонта).

Изучение нового материала (10-12 мин) — анализ получения изображения куба на линии горизонта, используя рабочую тетрадь стр.5, объяснение получения изображения куба на линии горизонта на доске и в рабочей тетради.

Самостоятельная работа (7-10 мин) — выполнение построения комнаты по принципу получения изображения куба на линии горизонта.

Итог урока. Рефлексия (5 мин)

1. Учитель: Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим как вы подготовились к уроку. Поднимите руку у кого есть рабочие тетради, простые карандаши, ластики (выдаю недостающие материалы).

2. Учитель: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с рисованием всем вам знакомой комнаты (показ рисунков комнаты).

— что нужно знать чтобы выполнить такое изображение?

— на какое геометрическое тело похожа комната?

— с чего бы вы начали изображать её?

3. (Учитель показываю модель куба, дети вместе с учителем анализируют расположение ребер).

Учитель: Смотрите все вертикальные ребра — вертикальные, а все горизонтальные — горизонтальные. Но есть ребра находящиеся под углом. Как их изобразить? (Демонстрация куба на линии горизонта для каждого ряда с целью увидеть задние грани через переднюю стенку куба).

4. Учитель: Для грамотного построения куба нам нужно знание перспективы, точки схода линии горизонта. Вспомните, с каким из этих понятий вы встречались раньше?

Дети: Линия горизонта, линия положения глаз человека, наблюдающего всё видимое из определенного места. Перспектива — учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Учитель: Наша с вами плоскость это — ?

Учитель: Точка схода — это точка, в которой сходятся параллельные линии предмета.

5. Учитель: Откройте рабочую тетрадь на 5 стр., читаем текст и анализируем рисунки. Как получается построение куба, последовательность построения?

(Учитель выполняет построение куба на доске, дети в рабочей тетради)

Учитель: Проводим линию горизонта и рисуем квадрат на линии горизонта. Выбираем точку схода на линии горизонта, из каждого угла квадрата проводим линию к точке схода. Проводим линию параллельно горизонтальным ребрам куба, из мест пересечения с линиями идущими в точку схода опускаем линии параллельные вертикальным граням куба и дорисовываем квадрат. Проверяем: вертикальные — вертикальные, горизонтальные-горизонтальные. Выделяем ближние грани более ярко. (Сопоставляем полученное изображение с изображением на доске и в тетради. При необходимости исправляем ошибки).

6. Учитель: А сейчас, пользуясь полученными знаниями, выполните самостоятельное построение комнаты с окном, дверью и каким-нибудь предметом мебели.

(Дети пробуют выполнить изображение самостоятельно.)

(После этого я задаю детям домашнее задание)

7. Учитель: Выберите те теги которые вам хочется закончить и закончите их: (устно)

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector