Какая вера в кубе

Какая религия на Кубе: особенности, история, некоторые факты.

Доминирующая религия Кубы — христианство. По утверждению Римской католической церкви, 60 % жителей страны являются ее последователями. Однако христианство на Острове Свободы в большинстве случаях видоизменено под воздействием традиций африканского народа йоруба, завезенного на Кубу во времена работорговли. В результате синтеза католических положений и африканского культа образовалось несколько вариантов своеобразного религиозного направления, названного сантерией. Последователи этой традиции предпочитают именоваться лукуми, и, возможно, эта синкретическая религия наиболее распространена среди кубинского общества.

На острове присутствует еще несколько религиозных направлений с меньшей численностью последователей, а также немалый процент атеистического населения.

Католицизм

По мнению Римско-католической церкви 60 % населения Кубы составляют католики, из которых только 5 % регулярно посещают мессу. Однако, по данным независимого исследования Pew Research Center 59,2 % кубинцев — это общая доля христиан, включая все деноминации.

Католицизм сыграл важную роль в истории Кубы с момента, когда в 1492 году спустя несколько дней после прибытия в Новый Свет Колумба остров был обнаружен. С 1511 года началась колонизация: конкистадор Диего Куэльяр основал католическую церковь на Кубе с первым священником Бартоломе Касасом, известным как «защитник индейцев». С тех пор католическая религия на Кубе стала верой большинства людей, населявших остров.

Однако после прихода Фиделя Кастро к власти в 1959 году на церковную деятельность были наложены ограничения и даже запрещены рождественские праздники. После окончания холодной войны атеистические принципы, изложенные в кубинской конституции, были устранены. Католики получили возможность вступать в партию с 1990 года. Рождество стало национальным праздником с 1998 года, и в тот же год Папа Иоанн Павел II совершил официальный визит на Кубу, встретившись лично с Фиделем Кастро. В 2012 Бенедикт XVI также посетил остров и стал гостем Фиделя и Рауля Кастро.

Другие деноминации христианства

Протестантская религия на Кубе была введена британцами с 1741 года и особенно распространилась после завоевания западной части острова британцами в 1762 году. С 1990 годов, эпохи церковного роста в государстве, названной Великим пробуждением, количество протестантов значительно увеличилось и к 1998 году достигло 400 000 активных последователей, по сравнению с 500 000 католиками, посещающими службу. В последние десятилетия в стране наблюдается быстрый рост евангельских протестантов, членство которых сегодня оценивается в 5 % от общего населения, включая баптистов, пятидесятников, пресвитерианцев, англиканцев, методистов и лютеран.

Другие христианские конфессии представлены Греческой Православной Церковью, Русской Православной Церковью, а также маргинальными движениями Свидетелей Иеговы и Церкви мормонов.

Santería

Куба является колыбелью такого явления как сантерия — переплетение христианства, западноафриканских и некоторых индейских культовых традиций. На протяжении XVI – XIX веков для работы на сахарных плантациях на остров было завезено много рабов народности лукуми (йоруба), родом из западной Африки. Они отличались особым трудолюбием и мягким нравом, потому их число составило в итоге около 34 % от общего количества рабов на Кубе. Религия сантерия развилась из культа этих племен, смешавшись при этом с элементами христианства, что позволило рабам сохранять свои традиционные убеждения и проявлять практику католицизма.

Например, La Virgen de la Caridad del Cobre (Богоматерь Милосердия) является католической покровительницей Кубы, считается ее символом и очень почитается населением острова. Сантерией она была соотнесена с африканской богиней Очун, день которой теперь совпадает с важным кубинским праздником Богоматери Милосердия 8 сентября. Другой пример: варианты этой религии практикуются сектами Пало-Монте и Абакуа, которые проводят большую часть своей псевдокатолической литургии на африканских языках.

Согласно докладу Госдепартамента США, до 80 % населения острова, так или иначе, прибегает к услугам людей, практикующих сантерию, будь то консультация, гадание, исцеление или ворожба.

Иудаизм

Кубинцы прослеживают иудейское происхождение к марранам (анусим), насильно обращенным в христианство испанским и португальским евреям, которые пришли на остров как колонисты или корсары. Однако мало кто из их потомков практикует иудейское вероисповедание на Кубе сегодня. Более 24 000 евреев жили на острове в 1924 году, и большое число иммигрировало в страну в 1930 годах. Но после коммунистической революции 1959 года 94 % евреев уехали в Соединенные Штаты и другие страны, а на Кубе в 2007 году насчитывалось около 1500 человек иудейского сообщества, пребывающего преимущественно в Гаване. С тех пор еще несколько сотен эмигрировало в Израиль.

Мусульманство

Ислам пока не многочисленная религия на Кубе. В какой-то момент в стране сосредоточилось около 1500 – 2000 студентов ближневосточных стран, преимущественно из Пакистана. В 2001 году помощник генерального секретаря Мусульманской лиги мира (MWL) прибыл на остров для переговоров о разрешении кубинскими властями на создание исламской организации, которая бы оказывала поддержку кубинской мусульманской общине. Также целью визита было получение разрешения на строительство мечети и центра для распространения исламской культуры. Согласно отчету американского Исследовательского центра Pew за 2009 год, на острове находилось 9000 мусульман, которые составляли 0,1 % населения. По состоянию на 2012 год большинство из почти 10 000 кубинских мусульман были обращенными исламистами.

По состоянию на июль 2015 года, Фонд по делам религий Турции открыл первое молитвенное помещение для кубинских мусульман, а также финансировал строительство первой мечети на Кубе.

Другие духовные направления

Какая на Кубе религия представлена верующими меньшинствами? Таковых в стране совсем немного. По духовным убеждениям 0,1 % жителей государства распределяется между последователями индуизма, веры Бахаи, буддизма и некоторых неорелигий. На верующее сообщество китайского народа приходится 0,2 % от всего населения острова. Следует добавить, что 18,0 % кубинцев объявили себя агностиками, а 5,1 % заявили, что они атеисты.

Источник

Какая вера, религия и ритуалы на Кубе?

Вероисповедание

Религиозная вера оказала на кубинскую культуру не такое сильное влияние, как на другие страны Латинской Америки по двум основным причинам. Во-первых, в колониальный период духовенство на Кубе было представлено исключительно испанцами.

Они символизировали собой мощь колониальной державы, поэтому такая религия, как католицизм не особо ценилась среди населения Кубы, которое всегда боролось за независимость. Во-вторых, в сельских районах, особенно в Ориенте, было не так много священников. Верующие кубинцы следовали своим религиозным практикам. Именно поэтому вера на Кубе, которая получила распространение среди белокожих кубинцев и креолов, была смесью католической религии с африканскими традициями.

Сантерия – это продукт такого религиозного синкретизма. В свое время на Кубу прибыли нигерийцы, от них кубинцы и переняли эту систему религиозных верований. Эта религия была основана на налаживании отношений между людьми и божествам, которые называются Ориша. Боги Ориша взаимозаменяли католических святых.

Название «сантерия» религии дали испанцы. Оно выражало все их презрение к данному вероисповеданию. Испанцы весьма насмешливо относились к такому усердному почитанию святых, которое требовалось в религии. Именно поэтому кубинцы считают название «сантерия» унизительным и чаще называют данную религию лукуми.

Одной из самых главных традиций сантерии является церемония «кормления» священных камней. Этот обряд проводят трижды в год, ритуал длится три дня. Камни окропляют кровью жертвенных животных, после чего омывают руки специальным настоем. Примечательно, что для каждого камня используется кровь определенного животного.

В 1990-е годы на Кубу начали прибывать протестантские миссионеры. С этого момента на острове Куба вероисповедание начинает претерпевать значительные изменения. Постепенно увеличивается и число католиков: Папа Римский посетил остров в январе 1998 года. Особенной популярностью в последнее время пользуется такая религия, как евангелический протестантизм, который отвечает запросам бедного местного населения.

На данный момент подавляющее число кубинцев является христианами, эту религию исповедует свыше 59 % местных жителей, это примерно 7 миллионов человек. Помимо самих кубинцев, христианами являются и другие жители острова — ямайцы, испанцы, греки, русские.

В 1941 году был создан Кубинский совет евангельских церквей, который спустя 54 года переименовали в Кубинский совет церквей. Кроме того, две кубинских церкви включены а Международный совет церквей.

Представители церкви

Многие религиозные деятели принимали участие в революционном движении, но в 1961 году выяснилось, что церкви использовались только в качестве военных баз, и священникам было предложено покинуть остров. Враждебное отношение к религии укрепилось благодаря декларации атеизма, которая была включена в текст первой социалистической Конституции 1976 года.

Согласно ей, представителям церкви и верующим запрещалось занимать определенные посты. Однако Кастро был под впечатлением от Теологией освобождения в Латинской Америке, которая встала на сторону бедных в их борьбе против деспотичных правительств и неолиберального капитализма.

Кастро также отметил ведущую роль христианских священников в социалистической революции в Никарагуа, и в итоге он смягчил свое отношение к ней. В 1980-е годы было разрешено печать религиозные материалы и вести проповеди, а в 1991 году отменили все ограничения для верующих в плане карьеры.

Ритуалы и святые места на Кубе

Из-за непопулярности и подавления религиозных практик в самом начале революционного периода христианские ритуалы стали редким явлением. Особых святых мест или церквей для паломничества на Кубе нет, хотя церкви в Сантьяго и Гаване являются знаковыми местами для христиан. В церквях регулярно проводятся мессы.

Большей популярностью на Кубе пользуются дома-жертвенники, где соединились христианские и африканские традиции. Церковные служащие отмечают события христианского календаря, но большого ажиотажа среди населения они не вызывают.

Смерть и жизнь после смерти

Единой картины загробной жизни у жителей Кубы нет. Приверженцы религии сантерии верят в духов предков. Похороны могут включать в себя религиозный обычаи, но чаще всего это простая светская церемония, в рамках которого близкие и друзья вспоминают покойного, отмечая его вклад в развитие общества.

Источник

Какая религия развита на Кубе? В кого традиционно верили кубинцы?

На самом деле на Кубе есть несколько религий.

Это традиционная религия, принесенная белыми и довольно широко распространення. Широко, но не глубоко. Крещены практически все, в церковь ходят немногие — в основном на крещение, венчание. Да еще чтобы принести дары святым, которые ассоциируются с оришами — это уже следующий пункт.

Это религия черных рабов, также именуемая Ифа. Корни ее уходят в Западную Африку, там и сегодня живут подобные верования. На Гаити она вылилась в вуду, в Бразилии — в кандомбле, на Кубе родилась сантерия. Это причудливый синтез христианства и традицинной африканской религии лукуми. Есть верховное божество и ориши как его эманации. Условно говоря это христианский господь и масса святых. Вот только в отличие от христианства сантерия человека не осуждает и не наставляет. Нет четкого деления на добро и зло, следует избегать лишь нарушения баланса энергии. Ориши и сами как люди — не злые и не добрые. Впрочем, это отдельная большая история. В сантерию верят все кубинцы — белые, черные, любые.

Довольно широко распространено, в основном среди черных. Его принесли рабы, которых привезли в конце 18 века гаитянские рабовладельцы, бежавшие на Кубу от первой в мире революции рабов. Их можно отличить по более черной коже (как уголь), хотя это довольно условно.

Темная религия, работающая с мертвыми. Пало означает «дерево». Фиделя Кастро называли «palo dura» — «твердая деревяшка» за его несгибаемый характер. Многие побаиваются жрецов пало как людей темных и опасных, способных навести порчу и т.д.

В 1960-е появились протестантские миссионеры, которые принесли на Кубу разные виды евангелизма, баптизма и т.д. Сейчас они довольно влиятельны и, например, когда правительство пыталось внести в конституцию поправку, убрав упоминания о браке как союзе мужчины и женщины (и тем самым открыв дорогу однополым бракам) евангельские общины подняли такой шум, что властям пришлось отступить.

Мусульман на Кубе не так много, несколько тысяч, в основном это арабские эмигранты и студенты. В Гаване есть красивая мечеть и рядом музей, реконструированные при поддержке Катара.

В Старой Гаване в 2000-е годы появился православный храм, довольно симпатичный. Поп-осетин ведет службы, действует школа русского языка и т.д. Основные прихожане — русские, по большей части из смешанных браков.

Источник

Личный ЧОП из духов мёртвых. Монолог адепта сантерии

Продолжаем публиковать монологи представителей различных религий, конфессий и культов. Сегодня русская кубинка Вера Кастильо рассказывает о сантерии и сантеро: как санто помогает тебе выжить, почему за косяки придётся отвечать в этой жизни, а не в загробной, и как вообще жить, когда нет ни рая, ни ада, ни понятия греха.

Родной город Веры — Тула, но десять лет назад она уехала оттуда, сначала в Москву, а потом и вовсе на Кубу. Так и жила между Кубой и Москвой, изучала испанский, сальсу и культуру Острова Свободы. А потом привезла в Россию мужа-кубинца, выбрав его образ жизни, ритуалы и религию. Сейчас Вера вернулась на Родину, работает редактором на разных сайтах, но жизнь её теперь между Кубой и Россией.

Первый раз я поехала туда после окончания института — в танцевальный тур. Я тогда жила в Москве. Набралась компания таких же, как я, любителей и любительниц сальсы, и мы двинули на две недели, чтобы позаниматься там с профессиональными танцорами, выпускниками гаванского Института искусств, ну, и чтобы пожить в Старой Гаване, среди местных — без всяких отелей, туров и экскурсий.

С мужем я познакомилась намного позже. К тому моменту на Кубу я уже ездила года три, довольно сносно говорила по-испански и заинтересовалась сантерией и другими афро-кубинскими культами, распространёнными на Острове. Потому что сначала ты об этом ничего не знаешь, не видишь, не замечаешь — и огромная часть жизни простых кубинцев проходит мимо тебя.

Свели меня по знакомству с одним бабалао — так называются колдуны в сантерии. Впоследствии он, кстати, стал моим крёстным. А мой муж — его младший брат: он как-то заехал помочь по дому, так и состоялась наша первая встреча, которая только год спустя получила романтическое продолжение.

На Кубе есть и атеисты, и католики, и даже свидетели Иеговы — всех хватает. Но, как я говорила, сантерия — самая популярная религия на Острове. Есть и ещё несколько афро-кубинских культов, типа пало монтэ (нечто похожее на вуду, этакая чёрная магия) и абакуа.

Религия важна, да. Знаете, почему? Когда в стране наступает реальная задница с экономикой, когда «денег нет, а держаться надо», когда помощи ждать практически неоткуда — а Куба живёт в такой обстановке с самого развала СССР, — люди обращаются к потусторонним силам. И они дают им надежду, что в самой патовой ситуации будет защита. С такой надеждой не так страшно заглядывать в завтрашний день.

Если смотреть по датам, расцвет сантерии начался именно с 90-х, со страшнейшего экономического кризиса в стране. Конечно, сыграл роль и тот факт, что долгое время афро-кубинские культы официально «не приветствовались», за исповедование этих религий можно было лишиться работы, и только с наступлением «особого периода» Фидель сам отменил преследования — думаю, понял, что любые средства хороши, чтобы удержать людей внутри страны.

Когда я жила в Гаване, сантерия помогала мне на каждом шагу. Потому что такую очевидную некубинку, как я — блондинку, светлокожую, с типично славянской внешностью, — там на каждом шагу пытаются «нагреть» хоть на копеечку. Что поделать, выживать как-то надо, а туристы (то есть любые иностранцы) — это для местных такие кошельки с ушками, от которых из-за 50 центов не убудет.

Но, увы, когда ты там живёшь, а не на недельку приехал, от тебя ещё как убудет: 50 центов — это проезд на маршрутке, либо бутылочка воды, либо девять яиц, два фунта риса, одно манго, десять белых булочек и много чего ещё эквивалентного.

И только когда на мне видели мои опознавательные сантерийские украшения (практически неприметные для русского глаза), некоторые как-то удивлялись: «Что ты такое?», — и обмануть пытались уже на порядок реже. Такие вот социальные бонусы от высокодуховных дел.

Сантерия — это религия про здесь и сейчас. Её главная цель — счастливое существование конкретного человека в этой жизни. Не в следующей. Она не учит терпеть и ждать, что потом воздастся. Тебе сегодня нечего есть — ты просишь санто, «колдуешь», если назвать это каким-то общепонятным словом, — и ты сыт. Всё.

Сантерия, кроме Кубы, существует в Бразилии и в нескольких странах Африки, по большей части в Нигерии — оттуда в своё время и были набраны рабы, которые завезли религию на Кубу, на тот момент, благодаря испанцам, католическую. Но самый большой процент сантеро живёт именно на Острове — по официальной статистике, эту религию исповедует около 60% населения, по неофициальной — 85%. Неофициальная версия мне кажется более близкой к правде. Ну и, разумеется, с миграцией самих кубинцев сантерия «расселяется» по миру — в частности, очень много сантеро живут в США, в Майами. Но опять же, поскольку опознать одного сантеро может только другой сантеро, или, по крайней мере, человек «в теме», в глаза они не бросаются.

Между женщинами и мужчинами различия есть, но относительно небольшие. Например, женщина не может стать бабалао — колдуном. Но, что касается ритуалов, они одинаковые и для мужчин, и для женщин, так что никакой дискриминации не чувствуется.

Вся сантерия — именно про быт, потому что про здесь и сейчас. Дома у сантеро есть множество «штучек», всяких оберегов, камней и прочего, что обычно не выставляется напоказ, но и не скрывается. Просто никто особо не обращает внимания на какую-нибудь, например, статуэтку за дверью. Или куклу на диване. Но для самого человека все эти предметы очень значимы, требуют особого отношения. В этом плане, конечно, удобнее, если в доме нет нетерпимых представителей других конфессий. Например, у нас — нет.

В сантерии есть дни каждого санто в течение года — кто-то их празднует, кто-то нет, дело добровольное. Скажем, 24 сентября был день Оббаталы — это санто мой и моего мужа, так уж совпало. Мы оделись во всё белое, зажгли свечку перед санто, потом пошли ужинать в ресторан.

Плюс у каждого сантеро есть свой собственный праздник — кумплеаньос де санто — такой второй день рождения, день, когда этому человеку «сделали санто». Его отмечают застольем с семьёй, в доме делают «трон» — красиво оформленный уголок с подношениями для санто-прокровителя этого человека. Часто приглашают барабанщиков, танцуют.

В сантерии нет понятия греха, нет рая и ада. За всё, что ты «накосячил» вчера, ты будешь отвечать сегодня, максимум — завтра, но не через пятьдесят лет, когда тебя закопают. Что касается загробной жизни — умерший, вернее, его душа, после смерти остаётся жить с любимыми людьми, защищать их, потом защищает их детей, внуков, правнуков и так далее.

Поэтому, по нашей вере, у каждого человека есть целый эдакий ЧОП из духов мёртвых — от самых сильных, близких, недавно умерших родственников, которых сам человек держит возле себя своими мыслями и воспоминаниями, до самых дальних, скажем, времён татаро-монголов или там феодальной раздробленности, о которых никто не помнит в семье, но они тоже есть и тоже тебя охраняют.

Отчасти поэтому сантерия не делает зла. Если и называть её колдовством, то речь тут идёт о белой магии. Почему? Потому что сами подумайте: вот ты наколдовал какую-нибудь болезнь другому человеку, а у него куча духов-защитников. С ним, может, и произойдёт что-то нехорошее, но и тебе аукнется, уж они постараются.

То есть схема «Я украл у сирот миллиард, но сейчас я построю церковь — и мне всё простится» тут не работает. Санто советуют тебе через твоего личного бабалао, как лучше поступить в спорной ситуации. Они никогда не скажут делать что-то злое. А уж если пропустил совет мимо ушей и сделал по-своему — ну, извини, тебя предупреждали, как надо было. Теперь получай по полной — болезни, неудачи, банкротство, проблемы с документами и кучу прочих жизненных неурядиц.

Ну и да, есть один действительно неразумный поступок — выбросить своих санто. То есть в один день перестать верить, собрать все статуэтки, камни и куклы, выкинуть их на помойку и начать глумиться над этим своим «нелепым» бывшим увлечением.

Вот такое и правда редко прощается. Бывает, конечно, ведь санто, по преданию, и сами когда-то были людьми, а значит, человеческие слабости им понятны, — но редко. Обычно такой «богохульник» просто сходит с ума.

Именно поэтому принимать религию, ничего не зная о ней, — это очень опрометчивый шаг. «Раскреститься» тут не получится.

Какого-то превосходства над нерелигиозными людьми сантеро не чувствуют и не выказывают — вообще-то, санто есть у каждого человека, как и духи мёртвых, вне зависимости от того, верит он в них или нет. И они его все так или иначе защищают по жизни, пусть и слабее, чем состоявшегося сантеро. Так что верить или нет — вопрос добровольный, никого постороннего не касающийся.

Пост, читай «воздержание», и кубинцы — это вещи несовместимые. В сантерии нет ничего похожего на пост или Рамадан. На Кубе, кстати, есть и мусульмане, но такие, особого извода — они не постятся в Рамадан (месяц без секса? — одного этого достаточно, чтобы навсегда оттолкнуть кубинца от любой религии), они пьют пиво и ром и, конечно, едят свинину, потому что это единственное доступное мясо на Острове. Ну а в остальном всё, как положено,— намаз, покрытая голова.

Сантеро о своей религии не кричат на углах, не пропагандируют, никого не агитируют, в общем, миссионерством не занимаются. На Кубе есть такая фишка — «постучать в дом к бабалао». То есть колдун никогда не придёт к тебе первым и не начнёт убеждать, что надо обратиться в сантерию. Человек приходит сам, с конкретной проблемой.

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector