- Как построить куб в перспективе: пошаговый метод
- Перспектива
- Рисуем пошагово
- Шаг 1 — Композиция
- Шаг 2 — Сокращение
- Шаг — 3 — Линейная перспектива
- Шаг 4 — Проверка пропорций
- Штрихование
- Падающая тень
- Заключение
- Сечения красного куба
- Задача № 1
- Задача № 2
- Задача № 3
- Задача № 4
- Задача № 5
- Задача № 6
- Гексаэдр. Куб.
- Поэтому на вопрос — «что такое гексаэдр?», можно дать следующее определение: » Гексаэдр это геометрическое тело из шести граней, каждая их которых — правильный четырёхугольник (квадрат) «.
- Характеристики гексаэдра (куба)
- Вариант развертки
Как построить куб в перспективе: пошаговый метод
Здравствуйте, подписчики моего блога!
Многие сталкивались со сложностью в рисовании, когда хотели изобразить сложный по форме объект. Дело в том, что в основе всех сложных структур скрываются простые формы. И куб – одна из таких форм. Сегодня мы подробно разберем, как построить куб.
Перспектива
Куб – это геометрическое тело, состоящее из 6 плоскостей. Знаете, чем отличается куб от квадрата? Куб – это объемная фигура. А при рисовании любых объемных фигур нужно помнить о перспективе.
Из-за законов перспективы стороны куба будут сокращаться, иными словами становиться меньше.
Для начала нужно определить линию горизонта. Это необходимо для того, чтобы правильно построить куб в перспективе.
Линия горизонта – это уровень глаз художника. На ней будут располагаться две точки схода. В каждую из этих точек придёт по 4 линии. Наглядно такой рисунок будет выглядеть следующим образом:
Рисуем пошагово
Чтобы было проще воспринять последовательность действий, давайте нарисуем куб пошагово.
Прежде чем заниматься перспективой куба, нужно наметить верные размеры предмета и определить его положение в листе. Куб не должен быть слишком маленьким или, наоборот, слишком большим.
Шаг 1 — Композиция
Композиция – это начало любой работы. От точного нахождения композиции зависит 50% успеха работы.
Следует оставить чуть больше расстояния сверху, чем снизу. Это придаст ощущение весомости.
Начинаем рисунок с самого ближнего к нам ребра куба. Наметьте его так, чтобы оно не совпадало с центром листа. Легкими засечками определяем высоту этого ребра. Так как оно находится ближе всего, его высота будет больше остальных ребер.
Шаг 2 — Сокращение
Плоскости в кубе заметно удаляются в силу перспективного сокращения. Чтобы верно определить это сокращение на листе, необходимо определить углы наклона ребер.
Проводим горизонтальную линию, параллельную листу бумаги, она поможет определить какой угол меньше, а какой больше. Тренируйте свой глаз, переводите взгляд с куба на рисунок, таким образом, перепроверяя себя.
Шаг — 3 — Линейная перспектива
Чтобы куб «лег» в пространство, ребра, удаленные от нас, мы рисуем выше и меньше. Этот прием лежит в основе линейной перспективы. Найдите, где заканчиваются эти ребра и обозначьте их точками. Сечение куба по трем точкам – это верных способ при построении.
Соединяем горизонтальными линиями пересечения плоскостей в кубе. Помните о том, что они сокращаются, и, если, мы их продлим, то они сойдутся в точке схода.
Невидимые грани мы также должны нарисовать. При правильном построении нужно проверить все сокращения, чтобы не было обратной перспективы.
Шаг 4 — Проверка пропорций
Также можно использовать метод визирования. Вы наверняка замечали, как художники вытягивают руку и измеряют пропорции? Это и есть метод визирования.
Для того, чтобы проверить пропорции, закройте один глаз, возьмите карандаш и на вытянутой руке сопоставьте его кончик с верхом переднего ребра куба. Большой палец передвиньте в то место, где ребро заканчивается.
Высота ребра найдена. Теперь, не переставляя палец, наклоните кисть руки на 90 градусов и уже по горизонтали сопоставьте величину одного ребра с другим. Таким образом вы можете проверять и другие величины.
С опытом художники измеряют пропорции «на глаз», это значит, что они обходятся без метода визирования. Их глаз настолько натренирован, что видит размеры без измерений.
Итак, линейное построение подошло к концу, а значит, мы переходим к воздушной перспективе или, проще говоря, к штрихованию.
Штрихование
Основная задача рисунка – это передать объем. Внимательно посмотрите на предмет, определите для себя тональность каждой из сторон.
Штриховать следует по форме куба. Внимательно подходите к штриховке, не стоит излишне чернить, все-таки мы рисуем гипсовый куб.
Набирайте тон постепенно, не старайтесь все сделать за один подход. Штрихи можно накладывать и в диагональном направлении.
Используйте карандаши разной мягкости. Для освещённой стороны отлично подойдет твердый карандаш – H, для полутона – HB, а для теневой стороны – B.
В некоторых случаях карандаши стоит выбирать индивидуально: некоторые люди имеют «легкую» руки и штрихуют еле заметно, а есть те, кто с помощью HB может довести рисунок до черноты.
Падающая тень
Как построить тень от куба? Чтобы падающая тень была убедительной, давайте рассмотрим основные принципы построения тени на поверхности листа.
- Определяем местонахождения источника света.
- Проводим перпендикуляр от источника света к плоскости, где находится наш предмет.
- От точки, где перпендикуляр пересекается с плоскостью, проводим линии в касание с углами куба.
- Проецируем воображаемые лучи от источника света, которые проходят по вершинам 5 куба. Намечаем точки соприкосновения лучей и плоскости.
- Соединяем найденные точки на плоскости и получаем конфигурацию тени.
Падающая тень всегда темнее, чем собственная тень на предмете. Чем ближе она подходит к объекту, тем темнее она становится.
На самом кубе тон становится также активнее на границе двух плоскостей – освещенной и теневой. Теневая сторона, по мере удаления в пространство, высветляется за счет отраженного света от поверхности. Рефлексы помогают передать световоздушное пространство.
Заключение
Мы поговорили о сечении куба плоскостью, о том, как правильно построить куб с натуры в перспективе. Рисование простых геометрических тел весьма полезно для начинающих и тех, кто хочет овладеть академическим рисунком.
Геометрия и расположение плоскостей в пространстве очень хорошо тренирует зрительное восприятие.
Если у вас нет гипсового куба, не беда, смастерите куб из бумаги. Для первых упражнений главное – это понять основные принципы при построении. А затем, можно будет перейти к гипсовым фигурам.
Удачи в творчестве! Рисуйте то, что любите!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями!
Сечения красного куба
Здесь вы найдете математические задачи, для решения которых этот куб очень удобно использовать в качестве наглядного пособия.
Задача № 1
Какой след оставит на бумаге выполненное скульптором сечение?
Найдите на имеющемся кубе пятиугольное сечение. Посмотрите на его форму.
Задача № 2
Современный скульптор, с говорящим псевдонимом Diamond, решил так срезать часть куба, чтобы новая грань была похожа очертаниями на образ бриллианта.
Как необходимо произвести сечение куба, чтобы в результате сечение имело форму следующего пятиугольника? (Обратите внимание на симметрию пятиугольника). В ответе укажите три точки, необходимые для построения плоскости сечения.
Рассмотрите пятиугольное сечение куба. Соотнесите указанные точки на чертеже .
Чтобы получить такое сечение надо повернуть куб следующим образом. Далее делаем срез. Получаем в сечении пятиугольник, имеющий очертания бриллианта.
Задача № 3
Постройте куб с ребром равным трём единичным отрезкам, и с двумя вершинами в точках E(0,-3,0), B(3,0,0)
Задача № 4
Точки A1 и E1 принадлежат рёбрам AB и BC куба ABFEDCGH и имеют следующие координаты: A1 (1,0,0),E1 (3,0,2). Точка К лежит на прямой A1E1. Какой плоскости принадлежит точка К?
1. Для визуального удлинения одной из сторон сечения можно воспользоваться методом приложения карандаша к уже имеющемуся изделию. Не забудьте, пожалуйста, верно сопоставить грани Вашей поделки с предлагаемым чертежом.
2. Можем воспользоваться Аксиомой о прямой, принадлежащей плоскости: Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. Точки A1 и E1 принадлежат рёбрам AB и BС, т.е. точки A1 и E1 принадлежат грани ABC, следовательно и вся прямая принадлежит грани ABC, в частности и одна из ее точек K.
Задача № 5
Точки A1 и E1 делят рёбра AB и BC куба ABFEDCGH в отношении 1:3.
По какой прямой пересекаются плоскости BE1F и A1BE1 Варианты ответов:
1.Для визуального удлинения одной из сторон сечения можно воспользоваться методом приложения карандаша к уже имеющемуся изделию. Не забудьте, пожалуйста, верно сопоставить грани Вашей поделки с предлагаемым чертежом.
2. Можем воспользоваться Аксиомой о пересечении двух плоскостей: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей. Точки A1 и E1 делят рёбра AB и BC, т.е. точки A1 и E1 принадлежат грани ABC, Точки F и E1 принадлежат рёбрам FB и BС, т.е. точки F и E1 принадлежат грани FBC. Две грани, ABC и FBC имеют одну общую прямую BC.
Задача № 6
Точки A1 и E1 делят рёбра AB и BC куба ABFEDCGH в отношении 1:3.
По какой прямой пересекаются плоскости DCE1 и A1BF Варианты ответов:
1. Для визуального удлинения одной из сторон сечения можно воспользоваться методом приложения карандаша к уже имеющемуся изделию. Не забудьте, пожалуйста, верно сопоставить грани Вашей поделки с предлагаемым чертежом.
2. Можем воспользоваться Аксиомой о пересечении двух плоскостей: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей. Точки A1 и E1 делят рёбра AB и BC, т.е. точки A1 и E1 принадлежат грани ABC, Точки F и A1 принадлежат рёбрам FB и BA, т.е. точки F и E1 принадлежат грани FBA. Две грани, ABC и FBA имеют одну общую прямую BA.
Гексаэдр. Куб.
Древние греки дали многограннику имя по числу граней. «Гекса» означает шесть, «хедра» — означает грань (Гексаэдр – шестигранник).
Поэтому на вопрос — «что такое гексаэдр?», можно дать следующее определение: » Гексаэдр это геометрическое тело из шести граней, каждая их которых — правильный четырёхугольник (квадрат) «.
Многогранник относится к правильным многогранникам и является одним из пяти Платоновых тел .
Гранью многогранника является квадрат. Каждый из четырех углов равен 90 градусов.
Характеристики гексаэдра (куба)
Число рёбер, примыкающих к каждой вершине — 3
У каждого ребра (красный) имеются 4 скрещивающихся с ним ребра.
Определить количество пар скрещивающихся рёбер можно умножив общее количество рёбер на 4 и разделив на 2.
Всего куб имеет 24 пары скрещивающихся рёбер.
Количество пар параллельных граней — 3
Расстояние между противоположными рёбрами можно определить по формуле
Длину диагонали куба можно определить по формуле
Куб имеет 9 осей симметрии.
Три оси симметрии это прямые проходящие через центр параллельных граней куба:
Шесть осей симметрии это прямые соединяющие центры противолежащих рёбер куба:
Куб имеет 9 плоскостей симметрии
Три плоскости проходят через центр параллельно граням
Шесть плоскостей проходят через центр по диагонали
Куб может быть помещен в сферу (вписан), так, что каждая из его вершин будет касаться внутренней стенки сферы.
Радиус описанной сферы куба
Сфера может быть вписана внутрь куба.
Радиус вписанной сферы куба
Сферу можно вписать в куб таким образом, что она коснется поверхностью всех рёбер куба. Такая сфера именуется — полувписанная в куб.
Радиус полувписанной сферы можно определить по формуле:
Площадь поверхности куба
Для наглядности площадь поверхности куба можно представить в виде площади развёртки.
Площадь поверхности можно определить как площадь одной из сторон куба (это площадь правильного четырехугольника — квадрата) умноженной на 6. Либо воспользоваться формулой:
Объем куба определяется по следующей формуле:
Вариант развертки
Куб можно изготовить самостоятельно. Бумага или картон самый подходящий вариант. Для сборки потребуется бумажная развёртка — единая деталь с линиями сгибов.
Древнегреческий философ Платон ассоциировал гексаэдр с землёй – одним из базовых «земных» элементов, поэтому для построения модели этого правильного многогранника мы выбрали коричневый цвет.
На рис.2 представлена развертка гексаэдра:
Для построения модели Вы можете скачать развертку в формате pdf и распечатать на листе формата А4:
— если Вы предполагаете распечатать на цветном принтере — цветная развертка (pdf)
— если Вы предполагаете использовать для сборки цветной картон — разверткa (pdf)
Куб из набора «Волшебные грани»
Вы можете изготовить модель додекаэдра воспользовавшись деталями для сборки из набора «Волшебные грани».