Грань куба это 3 класс

Куб
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Урок — знакомство с объемной фигурой — куб. К уроку прилагается презентация — устный счет в начале урока. Сам урок проходит в применении практической деятельности детей, в ходе которой они знакомятся с понятими: куб, грань, ребро, вершина куба, развертка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе.

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, дидактический материал.

  1. познакомить учащихся с понятием куб

I. Организация начала урока

– Здравствуйте! Итак, мы начинаем. Ребята, у нас сегодня урок математики необычный. А почему необычный, вы узнаете уже совсем скоро. Не буду говорить вам тему нашего урока, вы попробуете ее сформулировать сами в конце урока.

В начале, прежде, чем мы приступим к теме нашего урока, мы немного потренируем свою память и выполним такое задание, как устный счет (Презентация).

Молодцы! Сегодня на уроке нам понадобятся простой карандаш, линейка, ластик, раздаточный материал, который лежит на ваших партах. Итак, НАЧИНАЕМ! Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, у меня в руках предмет. Как он называется? (Куб)

Слушайте задание: Назовите номера граней, которые вы видите на кубе. (1,4,6)

Мы сейчас использовали такое слово, как грань. Что же это такое? (Сторона куба)

– Где вы встречались с кубом в жизни?

– Что же такое куб? Невозможно найти человека, незнакомого с этим словом! “Кубики” – одна из первых детских игр. Кажется, что мы знаем о кубе все! Но так ли это? И сегодня мы это выясним.

У меня на столе 2 листа с фигурами. В какой фигуре кубиков больше и на сколько? (фигуры одинаковые). Листы поочередно убираются, и один ученик подходит и считает кубики в фигуре.

Детям раздаются эти кубики.

– Возьмите в руки ваш куб. Посмотрите на него внимательно. Из чего состоит поверхность куба? (Из квадратов)
– Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны!)

– А что можно сказать про квадраты, из которых состоит поверхность куба? (Все квадраты равны)

– Правильно! Каждый такой квадрат называется ГРАНЬЮ. Новое понятие – ГРАНЬ. Именно поэтому куб называется многогранником, т.е. он имеет много граней. Поднимите куб и покажите мне его грань.

– А сколько же граней у куба? Посчитайте и ответьте! (Шесть)
– Правильно! Сторона грани называется РЕБРОМ куба. РЕБРО – это тоже новое понятие. Покажите мне ребро куба.

– Сколько ребер у куба? Не торопитесь ответить на этот вопрос, сначала посчитайте! (Двенадцать)

– Правильно! Концы ребер называются ВЕРШИНАМИ куба. ВЕРШИНА – еще одно новое понятие. Покажите, пожалуйста, вершины куба.
– Сколько вершин у куба? (Восемь)

– Правильно! Итак, мы сейчас познакомились с тремя новыми понятиями, связанными с кубом. Они называются элементами куба. Какие элемента куба вы знаете?

II. Первичное закрепление знаний

– А теперь, ответьте на вопросы:

  1. Сколько ребер сходится в одной вершине? (3)
  2. Сколько соседних граней имеет каждая грань? (4)
  3. Сколько ребер имеет одна грань? (4)

– А теперь познакомимся с новыми понятиями, связанными с кубом! В этом нам поможет ребус. Кто знает, что такое ребусы? Посмотрите, пожалуйста, на доску! (вывешивается картинка с ребусом)

– Попробуйте прочитать зашифрованное слово. (РАЗВЕРТКА)
– Правильно.

– От какого слова происходит слово “развертка”? (Развернуть, раскрыть)
– Правильно! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы увидим, как куб “разворачивается”.

Попробуем найти в словаре, что же такое «развертка» (один ученик ищет и зачитывает толкование слова)

– А сейчас возьмите свои кубы, и попробуйте из них сделать развертку. Для этого подцепите ножничками аккуратно скотч, отрежьте его. И начинаем поэтапно раскладывать куб, развертывать его.

А сейчас свою развертку постарайтесь правильно перечертить в тетрадь.

Внимательно посмотрите на развертку и скажите, из каких фигур состоит развертка куба? Сколько таких фигур? (Из 6 квадратов)

– У каждого из вас на парте лежит лист (рис. 1). Возьмите его, пожалуйста.

– Можете ли вы, посмотрев на изображенные фигуры, сказать, какие из них не являются разверткой куба? Почему? (Фигуры № 1 и № 4 не являются развертками куба)

– Почему? (Они состоят не из 6 квадратов)

– Возьмите фигуру № 5 (она изготовлена отдельно) и попробуйте изготовить куб. Не получилось! Не всякая фигура, состоящая из 6 квадратов, является разверткой куба!

Следующее задание: сколько граней вы видите на изображении каждого куба? (3 грани) (рисунки зеленых кубов на доске, развертки этих кубов на столах у учащихся).

На партах 2 развертки. Если все грани куба расположены так, то какому кубу соответствует каждая развертка? Учащиеся подходят к доске и клеят развертку у соответствующего куба.

– Мы немного устали, поэтому проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста. (Выполняются упражнения с моделью куба в руках – разминка для глаз, для плечевого сустава, для позвоночника и т.п.).

А сейчас немного отвлечемся. К доске выходит один ученик и выбирает из 2 предложенных задач одну. Читает вслух и решает у доски.

VI. Контроль и самопроверка знаний

– Молодцы! А сейчас, мы поиграем в игру “Найди грань!” Для этого снова возьмите листы раздаточного материала, лежащие на вашем столе – на них изображены развертки куба (рис 2).

А теперь внимание! Самое сложное задание. Посмотрите на развертки, на них буквой «н» отмечены нижние грани. Ваша задача – мысленно сложить куб и обозначить верхнюю грань буквой “в”. Вам дается одна минута на выполнение задания. Не торопитесь, подумайте!

После этого на доске вывешивается правильный вариант. Если позволяет время, то можно вырезать эти развертки и сложить.

Если остается время, то ученик выходит к доске и решает еще одну задачу в конверте.

VII. Подведение итогов урока

  1. С каким многогранником мы сегодня работали? (С кубом)
  2. С какими элементами куба мы познакомились? (Грань, ребро, вершина)
  3. А чему вы еще научились на уроке? (Чертить его развертку)
  4. Так как будет звучать тема сегодняшнего урока?

X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

– У каждого из вас на парте лежит развертка куба. Ваша задача дома изготовить куб из данной развертки (можно использовать другую развертку), не забудьте при вырезании оставить клапаны для склеивания. Можете, проявив свою фантазию из этого куба сделать какую-либо интересную фигуру или предмет.

Источник

Урок математики в 3-м классе «Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Развертка куба»

Цели.

  • Познакомить с кубом, его элементами, разверткой, применением в жизни. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умения решать задачи и преобразовывать величины.
  • Развивать мыслительные операции, анализ, синтез, классификацию, сравнение, математическую речь, внимание, общий кругозор, творческое воображение, конструкторские способности.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, взаимопомощь, выручку, умения работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, набор карточек для дифференцированной работы, листы самооценки, геопланы, магнитная доска с геометрическим материалом, цветная бумага, ножницы, клей, виды кубов, конверты с домашним заданием, электрифицированный стенд, презентация — сопровождение урока.

Доброе утро, ребята и гости,
Всех на урок милости просим,
Сегодня урок интересный и сложный,
Но для тех, кто работает нет невозможного.
У нас не английский и не грамматика
Урок — МАТЕМАТИКИ .

2. Актуализация опорных знаний

Появляется на экране мультимедийная презентация.

Рассмотрите геометрические фигуры. В них записаны математические выражения. Вычислите значение числового выражения, которое находится:

а) на пересечении круга и прямоугольника?

— Какое правило применили? (Деление числа на произведение)

б) Выражение, которое находится в большом квадрате, но не содержится в маленьком квадрате ?

в) Выражение, которое находится на пересечении квадрата и прямоугольника?

г) Выражение, которое находится в левом полукруге?

— Каким правилом пользовались?

(Умножение числа на произведение)

д) Выражение, которое содержится в ромбе, но не содержится в квадрате.

8 дм 4 см * 3= 84 см *3= 252см= 25 дм 2 см

— У каких этих фигур мы можем найти периметр?

— У каких фигур можем определить периметр несколькими способами?

На экране появляются слайд с формулами.

— Как найти периметр квадрата?

— А как найти площадь у прямоугольника?

— Как найти площадь у квадрата?

Обобщение: Вы хорошо знаете геометрические фигуры и вычисляете выражения. Знаете правила нахождения площади и периметра. Это нам необходимо для решения задач.

3. Постановка учебной задачи.

— Что общего у этих фигур (Плоские)

— Какие еще могут быть фигуры, кроме плоских? (Объемные)

— С каким геометрическим телом уже знакомы? (Параллелепипедом)

— Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? ( Мы познакомимся с новым объемным геометрическим телом — кубом.)

А сейчас решим задачу из учебника.

— Можем сразу найти площадь квадрата? (Нет)

— Почему? (Не знаем сторону квадрата)

— Какой формулой мы будем пользоваться для нахождения площади квадрата?

— Решим эту задачу с комментированием?

1) 36:4 = 9 (мм) — длина 1 стороны

Ответ: 81 мм 2 — площадь квадрата.

— Что вы знаете о прямоугольнике?

*Прямоугольник — четырехугольник, у которого все углы прямые.

*Противоположные стороны равны.

*Диагонали прямоугольника равны.

*Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

— Решите задачу следующую задачу.

— Можем сразу ответить на вопрос? (Да)

— Как? ( площадь разделить на ширину)

Ответ: 86 м — длина участка.

Д/в. Что вы знаете о квадрате?

*Квадрат — четырехугольник, у которого все углы прямые, а стороны равны.

*Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

*Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом.

— Составьте обратные задачи данной.

Площадь участка прямоугольной формы 3440 м 2 . Длина участка 86 м. Найдите ширину?

— Можем сразу ответить на требование задачи? (Да)

— Как? (площадь разделить на длину)

— Эту задачу решит 1 вариант.

Кто выполнит задачу, решит дополнительно. Задание по своим силам, по выбору?

Длина участка прямоугольной формы 86 метров, ширина 40 м. Найдите площадь участка?

— Какой формулой будем пользоваться?( S квадрата = a * b)

— Дополнительно решите еще карточку по выбору

На каждой парте лежат дифференцированные задания.

Красный кармашек — задание для сильных учащихся.

Зеленый кармашек — средней сложности

Синий кармашек — для слабоуспевающих.

Проверка самостоятельной работы.

В момент ответа учеников на экране появляются названные фигуры.

*Это четырехугольник, у которого параллельны только 2 стороны.

* Это четырехугольник, у которого все противоположные стороны равны и параллельны.

6. Физминутка.

Немного отдохнем, поработаем устно с геопланами. (У каждого ученика на парте) Нужно узнать фигуру по описанию. Прежде, чем начнем работать, используя таблицу, оцените свои знания, выберите круг нужного цвета. Будьте внимательны, мы учимся самоконтролю!

(На экране появляется таблица )

(Один ученик работает на магнитной доске, остальные с геопланами)

— Покажите мне данную фигуру на геоплане.

  1. У этой фигуры все стороны равны, противолежащие углы равны. (Ромб)
  2. Все углы равны 90 градусам, противолежащие стороны равны. (Прямоугольник)
  3. Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки? (Угол)
  4. Фигура, которая получается при проведении диагоналей в прямоугольнике, квадрате? (Треугольник)
  5. «Раздавленный» прямоугольник? (Параллелограмм)
  6. Ромб, у которого все углы прямые? (Квадрат)

Проверка на магнитной доске

— Какая фигура здесь лишняя. не относится к многоугольникам? (Угол)

— Какие бывают углы? (Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные)

— У кого сошлась самооценка?

ВЫВОД: Будьте внимательны, мы учимся самоконтролю.

Новые понятия появляются на экране.

— Сейчас мы выполним графический диктант и узнаем с каким геометрическим телом мы познакомимся на уроке.

— Поставьте точку, обозначьте ее латинской буквой А, затем отсчитайте 5 клеточек вправо, обозначьте буквой B, от В пять клеточек вверх, обозначьте буквой С, от этой точки 5 клеточек влево, обозначьте буквой Д; от А 3 клеточки по диагонали вправо вверх обозначьте Е; от В по диагонали вправо вверх 3 клеточки, обозначьте F, от Д вправо вверх 3 клеточки по диагонали обозначьте К, от С вправо вверх по диагонали 3 клеточки, обозначьте М.

— Как называется это геометрическое тело? (КУБ)

*Это слово иностранное, иначе его называют шестигранник.

— Где вы встречали куб? (игра «Кубик Рубика», кубики для игры, кубики конструктора.)

Вот каркас куба из проволоки

— Возьмите куб. положите его на левую руку.

1) Куб — это геометрическое тело?

Какой фигурой является грань куба? (Квадрат)

Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются ГРАНЬ.

— Почему он называется правильным шестиугольником?

— Сосчитайте грани куба. Сколько их? (6)

— Две соседние грани квадрата (многогранника) называются РЕБРОМ.

— Покажите ручкой (указкой) ребро

— Сосчитайте сколько у куба ребер? (12)

— Равны ли ребра по длине? (да)

— Сколько ребер пересекается (сходится) к одной вершине? (3)

— Сосчитайте сколько вершин у куба? (8)

Работа в тетради на печатной основе (стр. 8, зад. 12,13)

Изготовление развертки куба по технологической инструкции.

— Сейчас мы сами изготовим развертку куба. Что такое развертка?

*Это как бы разрезанный куб на бумаге. (Показать)

НАПОМНИТЬ об осторожном обращении с ножницами, клеем, экономии бумаги.

— Покажите на кубе его вершины, ребра, грани.

— Можно ли сказать, что куб — это прямоугольный параллелепипед, у которого длина, ширина и высота равны между собой (ДА)

Конструирование из кубов группами

Давайте вспомним правила работы в группах (внимательно слушай товарища, говори по очереди, не перебивай друга, помоги товарищу.

— Как вы думаете от кого зависит успех нашего урока? (От работы каждого из нас)

— У вас у каждого получился куб. А сейчас, работая в группах попробуйте сконструировать что — то из кубов.

10. Итог урока (на электрифицированном стенде)

а) — Сколько у куба граней? (6)

— Как называется правильный шестигранник? (куб)

— Что является гранью куба? (квадрат)

б) Рефлексивно-оценочная деятельность

Оцените свою работу на уроке. (Лесенка успеха)

Выполнить задание по карточкам по выбору,

Раскрасить ту фигуру, которая является разверткой куба.

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector