Тема 2.8.
Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начала ХХI века.
1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ века. Борьба за демократические преобразования.
2.Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).
1. Латинская Америка — регион, располагающийся в Западном полушарии и простирающийся от границы США и Мексики на севере, до Огненной Земли и Антарктиды на юге, и по протяженности растянувшийся на более чем 12 000 километров. Он включает южную часть материка Северная Америка, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южная Америка. С запада омывается Тихим океаном, с востока — Атлантическим. Страны Латинской Америки подразделяются на 33 государства и 13 колоний и зависимых территорий, а общая площадь этого региона, составляет 21 млн. кв. км, что является более 15% суши земного шара.
Название «Латинская Америка» было введено французским императором Наполеоном III как политический термин.
Страны Латинской Америки объединяли общие проблемы в отношениях с мировым сообществом. В послевоенные годы продолжали сосуществовать, бороться и сменять друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития, зачастую чередовавшиеся в одной стране. Специфика политической традиции, большая роль личности лидера (каудильо, вождя), увлекающего за собой массы.
Наиболее развитые страны взяли курс на «им-портзамещающую индустриализацию», стремясь создать собственную промышленность. Процесс индустриализации, рост городов и городского населения не решили проблем зависимости от импорта высокотехнологичных машин и оборудования. Сохранялось невыгодное для Латинской Америки международное разделение труда, при котором регион рассматривался, прежде всего, как поставщик сырья и сельскохозяйственной продукции. Ведущие державы монопольно устанавливали соотношение цен на сырье и промышленную продукцию в свою пользу. До сегодняшнего дня велика внешняя задолженность латиноамериканских стран, вовлеченность населения в производство наркотиков.
Перед лицом ухудшающейся экономической конъюнктуры, инфляции и роста социальной напряженности Латинская Америка в 60-е гг. ощутила необходимость коренных реформ. Многие страны провели аграрную реформу, покончившую с засильем латифундизма. Основной реакцией на экономические трудности стало изменение политических режимов.
1) разработано законодательство (пенсии, отпуска, дома отдыха для рабочих, повышена зарплата, запрещен детский труд);
2) национализированы (за выкуп) принадлежавшие иностранному капиталу железные дороги, телефонные линии, Центральный банк;
3) разработан 5-летний план экономического развития;
4) поощрялись национальные промышленность и капитал;
5) попытки колонизации пустующих земель;
6) новая конституция в духе
В июне 1943 г. в Аргентине произошел военный переворот. Его главным организатором стал полковник Хуан Доминго Перон (1895 — 1974), занявший посты военного министра и вице-президента. Он стремился создать национальное аргентинское правительство для ускорения промышленного развития, сплотить общество, усилить роль государства. Перон выдвинул концепцию «хустисиализма» (справедливости) — процветающего общества с активным участием всех слоев населения в экономической и политической жизни под руководством «внеклассового» государства. Это был вариант «третьего пути» между социализмом и капитализмом. В феврале 1946 г. Перон был избран большинством населения на пост президента и занимал его до сентября 1955 г. Его правление отличалось, с одной стороны, авторитарными чертами, а с другой — комплексом социальных преобразований. Падение цен на традиционные виды латиноамериканского экспорта в начале 50-х гг. ухудшило экономическую конъюнктуру, усилило инфляцию и обострило социальные отношения. В сентябре 1955 г., после очередного военного переворота, Перон бежал в Парагвай.
Куба. Фидель Алеха́ндро Кастро — кубинский революционный, государственный, политический и партийный деятель, команданте, председатель Госсовета Кубы с 1976 по 2008 год. Герой Советского Союза (1963).
Кастро национализировал американскую собственность и установил контакты с СССР. Госсектор занял монопольное положение. Значительные экономические трудности начались в 60-е гг. (карточки на продукты питания и товары существуют и поныне). Курс на ускоренное «строительство коммунизма», индустриализацию в отрыве от реальных возможностей, монополия партии Кастро в политической сфере, копирование советского образца общественного развития привели к установлению на Кубе командно-административной экономики со всеми негативными последствиями, проявившимися со временем.
С 1952 г. на Куба зависела от американского капитала, занимавшего командные позиции в производстве сахара — основной статьи национального экспорта. На Кубе практически не было влиятельной оппозиционной силы. За смену режима взялись молодые патриоты-демократы во главе с обаятельным адвокатом Фиделем Кастро.
Поначалу Кастро придерживался демократических убеждений. По мере продвижения к власти взгляды Кастро приобретали все более «левый», радикальный характер.
Он склонялся к революционной диктатуре (идея для Латинской Америки не новая), но с условием поддержки ее трудящимся населением.
В 1960 г. США объявили экономическую блокаду Кубы, а в 1961 г. произошла неудачная попытка прямой военной интервенции. Для прежней Кубы закрытие американского рынка было равносильно катастрофе. Из страны в США бежала довольно значительная часть населения. В 90-е гг. экономические трудности на Кубе, объявлявшиеся происками врагов и мирового империализма, резко возросли. Не изменяя сущности режима, Ф. Кастро с трудом согласился на частичные реформы в сфере либерализации экономики.
Чили. Военный переворот, тщательно спланированный и квалифицированно организованный, произошел в стране 11 сентября 1973 г.: были расстреляны все нелояльные офицеры, убит президент-социалист Альенде.
Правительство — военную хунту — с чрезвычайными полномочиями на неопределенный срок возглавил генерал А. Пиночет. В Чили начались широкомасштабные преследования инакомыслящих. Против террора выступили ООН и все мировое сообщество, социалистические страны разорвали с Чили отношения.
Пиночет предложил стране наиболее оптимальный, по его мнению, путь развития: запрет политических партий, контроль над профсоюзами, ограничение прав человека. Негативные тенденции немного смягчились
в 80-е гг. В начале 90-х экономика Чили переживала стремительный подъем, что способствовало снижению социальной напряженности и стабильности в обществе.
1) поощрение частного предпринимательства, денационализация значительной части госсектора;
2) привлечение иностранного капитала;
3) возвращение частной собственности на землю, поощрение фермерских хозяйств;
4) модернизация и техническое переоснащение традиционных отраслей промышленности (прежде всего медной);
5) защита идей национализма, католичества и испанских традиций — «органической демократии».
Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики.
Демократический режим отличался рядом особенностей: сильная власть, политика уступок рабочему движению. В Мексике продолжалась аграрная реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост экономических связей на североамериканском континенте и экспансия в страну иностранного капитала впоследствии подвели Мексику к участию в интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).
Сходные черты имела политика Ж.Варгаса в Бразилии в период «нового государства» и его президентства в 1951-1954 гг. В отличие от национал-реформизма под влиянием кубинской революции в ряде стран в 60е и первой половине 70х гг. пришли к власти революционные, левонационалистицеские режимы, часто опиравшиеся на революционное офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооруженных революций и партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.
В результате военных переворотов в 60е гг. в целом ряде стран пришли к власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.
До середины 70х годов политика модернизации означала курс на создание государственного сектора и усиление г. регулирования, защиту национального рынка, социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило наименование национал-реформизм и экономический национализм. С середины 70х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот. Новая фаза научно-технической революции в развитых капиталистических странах и экономических кризисы ускорили процесс обновления производства.
В таких условиях гигантские монопольные государственные компании, сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.
Новый уровень глобализации, иначе говоря, огромная роль мировых хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного капитала, стал частью стратегии латиноамериканских стран.
Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики.
Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение роли государства.
Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов кредитов, развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза. Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост внешней задолженности, колоссальные выплаты по внешним долгам, рост инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число безработных выросло. Увеличился слой бедных, и оказавшихся на обочине жизни групп населения.
Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки оказалась привлекательной идея создания свободной торговле на континенте. Поэтому в ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады и Мексики (НАФТА). В 1991 г. Бразилия, Аргентина и другие страны подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001 г. в Квебеке все страны 2х американских континентов (кроме Кубы) подписали Декларацию о создании с 2005 г. панамериканской зоны свободной торговли.
Политика военных режимов и негативные последствия модернизации, её издержки усилили напряженность в обществе. Недовольство вызывало и отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента стали нарастать забастовки, развертывалась борьба за демократические права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели. Господствующие классы укрепили свое положение и не нуждались в репрессивных режимах. Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. С политической карты страны исчезла последняя диктатура. Потерпели поражение попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима 1979-1990 гг. однако, она примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 19010 г. мексиканской революцией. Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться конструктивными, демократическими.
Впервые в своей истории в концу ХХ в. Латинская Америка развивается без диктатур и революций.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав
Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ в., борьба за демократические преобразования.
Тема 2.8 Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ — начале ХХI вв.
1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ в., борьба за демократические преобразования.
2. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия и др.).
Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ в., борьба за демократические преобразования.
В экономике стран Латинской Америки, успешно развивавшейся в годы Второй мировой войны, к концу 40-х гг. XX в. преобладало производство сырья и продуктов питания на экспорт. Наряду с крупными производствами действовали многочисленные мелкие производства. Особенно живучи были пережитки старого в сельском хозяйстве. Одним из основных тормозов развития было засилье латифундизма (система крупных землевладений), притом, что основная масса сельского населения страдала от безземелья.
Преобладающие в характере латиноамериканцев эмоциональность, темпераментность, открытое проявление чувств в сочетании с социальной нестабильностью, низким уровнем жизни способствовали неустойчивости политической ситуации. Мятежи, перевороты и контрперевороты сменяли друг друга, нередкими были убийства политических деятелей. Как правило, основной силой в переворотах была армия.
Еще одной характерной особенностью политической жизни латиноамериканских стран являлась живучесть каудильистских традиций (каудильо — вождь). Народ объединялся вокруг сильных личностей, выдвигавших популистские лозунги. Заметное влияние на общественную жизнь оказывала католическая церковь.
В конце 40 — 50-х гг. XX в. происходил быстрый рост промышленности, чему способствовала протекционистская политика государств. Одновременно в Латинской Америке усилились антидемократические тенденции. Во многом это было связано с «холодной войной». В 1948 г. возникла Организация американских государств (ОАГ) с участием США, которая имела право на интервенцию против любого своего члена, оказавшегося «под контролем со стороны международного коммунистического движения». Так, в 1954 г. произошла интервенция войск США в Гватемалу. Прошла череда военных переворотов, были установлены диктаторские режимы в Перу, Венесуэле, Панаме, Боливии. В Парагвае диктатура генерала Альфредо Стреснера (с 1954 г.) просуществовала несколько десятилетий.
Важным явлением в ряде стран стала деятельность национал-реформистских партий. Они стремились потеснить иностранные монополии и латифундистов, выступали за реформы. Наиболее известным примером национал-реформизма стала деятельность Хуана Доминго Перона в Аргентине, возглавившего страну в 1943 г. Он выдвинул идею хустисиализма (справедливости), который был объявлен особым, третьим путем развития, чисто аргентинским, отличающимся от коммунизма и капитализма. Хустисиализм призывал к объединению нации для преодоления зависимости и отсталости и построения общества социальной справедливости. После победы Перона на президентских выборах были выкуплены и национализированы некоторые иностранные компании, железные дороги, центральный банк, средства коммуникаций, приняты меры по социальной защите населения.
Однако в начале 50-х гг. в Аргентине ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура, и правительство не смогло продолжать свою политику. В 1955 г. в результате военного переворота Перон был свергнут (в 1973 г. вновь избран президентом).
С конца 50-х гг. XX в. начался новый подъем демократического движения. Пали диктатуры в Перу, Венесуэле, Колумбии. В Никарагуа убили диктатора Анастасио Сомосу. Во многих странах приступили к проведению реформ. Но реформистская политика сочеталась с подавлением революционных сил. В результате вскоре наметился поворот к реакции. В Гватемале, Доминиканской Республике, Эквадоре, Гондурасе были установлены военно-диктаторские режимы. Реформы в Бразилии в 1964 г. были остановлены государственным переворотом. В 1966 г. после короткого периода правления конституционного правительства диктаторский режим снова установился в Аргентине. В ряде стран (Никарагуа, Гватемала, Венесуэла, Колумбия) продолжалось партизанское движение. В 1967 г. пытался разжечь партизанскую войну в Боливии Эрнесто Че Гевара.
К концу 60-х гг. XX в. Латинская Америка вновь склонилась в сторону прогрессивных преобразований. Инициаторами перемен в некоторых странах стали военные режимы левонационалистической ориентации, пришедшие к власти в результате переворотов в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре. Прокатилась волна национализации иностранных кампаний. В сентябре 1977 г. Панама добилась от США восстановления суверенитета страны над зоной Панамского канала (полностью в 1999 г.).
Однако консервативные круги в очередной раз сумели взять реванш. Поворот к реакции начался с Боливии (1971). В 1973 г. произошли военные перевороты в Уругвае и Чили. В 1975 г. были остановлены реформы в Перу. В конце 70-х гг. XX в. большая часть Латинской Америки оказалась под властью диктаторских режимов.
2. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия и др.).
История стран Латинской Америки в XX в. насыщена многими масштабными и драматическими событиями. Завоёванная в XIX в. независимость открыла перед этими странами путь самостоятельного развития. Однако он не был лёгким. Здесь сказывались противоречия между индустриальным развитием и традиционным укладом, господствовавшим в помещичьих латифундиях; между олигархической властью крупных землевладельцев, предпринимателей и бесправным положением массы обездоленного населения; между утверждением в этих странах республиканского, конституционного строя и политикой единоличных правителей — каудильо. Внутренние проблемы дополнялись внешними — зависимостью экономики стран региона от иностранных, в первую очередь североамериканских монополий; военно-политическим давлением, а нередко и прямым вмешательством США и т. д. Латиноамериканские государства существенно различались между собой по уровню экономического и социального развития. Наибольшего продвижения в индустриальном развитии достигли Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика. Здесь сложилась крупная промышленность, вырос многочисленный рабочий класс. Капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство.
В другой группе государств (Перу, Эквадоре и др.) имелась лишь добывающая и обрабатывающая промышленность, значительную роль в экономике играло сельское хозяйство, где сохранялись патриархальные пережитки. Наиболее отсталыми являлись Гаити, Парагвай, ряд территорий Карибского бассейна. Это были аграрные страны с патриархальными отношениями, подавляющее большинство их населения жило в условиях бесправия и бедности.
По типу политических режимов страны региона также можно разделить на группы. Одну составили государства, в которых существовали относительно устойчивые конституционные режимы, развитые партийные системы, — Мексика (в ней на протяжении всего столетия действовала конституция 1917 г.), Колумбия, Уругвай, Коста-Рика. К другой группе относились страны, где в течение длительного времени господствовали диктаторские реакционные режимы (Парагвай, Гаити, Гватемала). Между этими полюсами находилась большая группа государств, в которых периодически происходила смена демократических и авторитарных, гражданских и военных правительств. В их числе были такие крупные и развитые страны, как Аргентина, Бразилия и др.
Изменчивость политической жизни в латиноамериканских странах объяснялась как названными выше противоречиями, так и неоднородностью социальных структур, недостаточной политической зрелостью большей части населения, слаборазвитыми партийными системами. Здесь действовали консервативные, либеральные и радикальные партии, но лишь немногие из них обладали значительной и устойчивой поддержкой населения. В этой ситуации роль главной политической силы, которая противостоит стихии, устанавливает порядок, нередко брала на себя армия.
Авторитет армии в латиноамериканских странах имеет определённые исторические традиции, поскольку в прошлом революционные армии под руководством революционных генералов вели борьбу за независимость своих стран. Весомые достоинства армии как политической силы заключаются в её способности быстро и организованно решить любую поставленную задачу.
Попытки устранить существовавшие противоречия, преодолеть отсталость, подняться на более высокий уровень развития осуществлялись в латиноамериканских странах в основном двумя путями. Один из них состоял в проведении социальных и экономических реформ, другим был путь революций. И реформы, и революции служили поворотом в развитии. В них особенно ярко проявляли себя политические лидеры, движения, массы людей.
Вторая мировая война и последовавшие за ней перемены вызвали к жизни новые явления и процессы и в латиноамериканских странах. В экономике это была импортзамещающая индустриализация (развитие собственного производства продукции и товаров, которые в годы войны не поступали из других стран). В ряде стран создавались новые для них отрасли промышленности: металлургическая, нефтеперерабатывающая, энергетическая, химическая и др. Развивалось производство строительных материалов. Расширялись предприятия лёгкой и пищевой промышленности. В ходе индустриализации усиливались позиции государства в экономике. В некоторых странах (Мексика, Бразилия и др.) на долю государства приходилось около трети всех капиталовложений в экономику.
Веяния времени сказались также в демократизации политической жизни в первые послевоенные годы. Этому способствовали как международная обстановка, так и рост численности и активности рабочих в ходе индустриализации. В 1944—1945 гг. в ряде стран были свергнуты диктаторские режимы и восстановлены демократические свободы. Пришедшие к власти правительства принимали меры для улучшения положения трудящихся. Но уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов произошёл сдвиг вправо: в Перу, Венесуэле, Панаме, Боливии, на Кубе, в Парагвае установились военные диктаторские режимы.
Дата добавления: 2015-07-16 ; просмотров: 820 | Нарушение авторских прав