Артур мороз культ черного куба

Скачать Артур Морос — Культ Черного Куба (2021)

Барин

Аннотация:
Эта книга посвящена богу, известному во всех мировых традициях. В Греции его знают под именем Кронос, Сатурном его называли древние римляне, в индийской астрологии его знают и почитают как Шани. Автор проводит сравнительное историческое исследование общих черт культа сатурнианского бога в разных странах и предлагает краткий обзор современных эзотерических учений, связанных с сатурнианским архетипом.
Вторая часть книги содержит адаптированные для современного читателя традиционные и авторские ритуалы, включая ритуал самопосвящения, и предназначена для тех, кто ощущает глубокое внутреннее родство с изгнанным, чужеродным и суровым богом Сатурном, который правит тайным измерением подземного мира — Черным Кубом и выступает агентом Хаоса в устоявшемся миропорядке.
Книга привлечет читателей, интересующихся оккультными практиками и сравнительными исследованиями в сфере религий, а также тех, кто делает первые шаги на пути обретения личного гнозиса.

Неудивительно, что Сатурн был значительной фигурой в гностических
религиях античного периода. Термин «гностики» объединяет широкий ряд мистических культов с общими идеями и понятиями, но гностицизм никогда не был столь же монолитен, как христианская религия, что, в конечном итоге, привело к его вытеснению и подавлению христианством. Короткое изложение классического гностического мифа таково. В начале всего существовал Предвечный Свет, иногда называемый Плеромой, совершенной полнотой, или, напротив, Кеномой, совершенной пустотой. За пределами Света была лишь тьма неразделенного Хаоса. В Хаосе обрел самосознание Демиург (Божественный Архитектор), который создал шестерых Архонтов (духовных владык), чтобы они стали его помощниками. Вместе Демиург и Архонты создали семь небесных сфер, которые включают в себя материальный мир, как часть самой нижней сферы. Далее они создали целые сонмы божественных и ангельских созданий, чтобы населить семь сфер, и в конце создали человека и животных на Земле. Гностическая традиция предполагает, что появление Демиурга было искажением естественного порядка, и что духовная плерома/кенома по сути противоположна материальному космосу. Поэтому обычно многие (хотя и не все) гностические движения отрицали плоть и пытались подавить ее, чтобы снискать дух. Эта ненависть к материальному миру могла быть заимствована из христианства.
Несмотря на то, что большинство гностиков писали на греческом языке, сатурнианский бог присутствует и в авраамической религиозной традиции. Демиург был тем богом, который открыл Тору для Моисея, в связи с чем большинство писателей-гностиков считали иудейскую религию целиком демиургической. Это имеет некоторый смысл, учитывая космоцентрический характер Торы, где подчеркивается важность материального мира и в основном умалчивается о мире загробном. Моисей — пророк Сатурна, открывший человечеству законы космического архитектора. Напротив, христианство — плеромическая религия, в которой космическая материальная природа человека подавляется в пользу его духовной природы.
Многие из гностических движений античного периода отождествляют Сатурна с Демиургом, космическим архитектором. Эта ассоциация явно прослеживается в герметизме и неоплатонизме, где Сатурн правит седьмой небесной сферой. Также Сатурна неявно связывают с богом Ветхого Завета. Позднее в Пикатриксе утверждается, что Сатурн — господь евреев, поскольку они празднуют субботу, день Сатурна. Если изучить достаточное количество гностических текстов, это становится очевидно.
Сатурн как Демиург в гностической традиции имеет несколько имен. Чаще всего его называют Илдабаоф, с арамейского «ялд» (дитя) и «баот» (хаос). Это отсылка к гностической традиции о том, что Сатурн появился из предвечного Хаоса, который использовал потом для создания космоса и его творений. В некоторых полемических текстах Сатурн упоминается как Саклас (глупец), и Самаэль (Ядовитый Бога или Слепец Бога), это ангельское имя известно из еврейской традиции. Реже, Сатурна называют Абрасаксом, Абраксаксом или Ариэлем (Лев Божий).
Гностический текст под заглавием «О происхождении мира» прямо говорит о семи силах, Демиурге и шести Архонтах, которые относятся к семи планетам. В нем сказано:

Семеро явились в Хаосе андрогинами. У них (у каждого) их имя мужское и их имя женское. Имя женское (Ялдаваофа) — «Пронойа Самбафас», то есть «Хебдомас». Его сын называется «Йао», его имя женское — «Господство». Саваоф — его имя женское — «Божественность». Адонайос — его имя женское — «Царство», Элоайос — его имя женское — «Зависть». Орайос — его имя женское — «Богатство». Астафайос — его имя женское — «София». Таковы семь сил семи небес Хаоса. Они были андрогинами по образу бессмертному, существующему прежде них, по желанию Пистис, чтобы образ существующего изначала правил до конца. Ты найдешь действие этих имен и силу мужских имен в «Архангеликё» Моисея пророка, имена же женские — в первой книге «Нореи».
Родоначальник их Ялдаваоф, имея большие силы, словом сотворил каждому из своих сыновей небеса, прекрасные, как местопребывание, и по (этим) небесам — великие славы превосходные семикратно, престолы, и местопребывания, и храмы, и колесницы, и дев, духовных до невидимого (т.е. настолько духовных, что они уже невидимы), и их славы. Каждый имеет их на своем небе, и воинства сил божественных, и господ, и ангелов, и архангелов, десятки тысяч без числа, чтобы они служили.

Другие авторы также считали, что Сатурн — Илдабаоф. Гностический текст «Тайная книга Иоанна», к примеру, связывает Сатурна с планетарными сферами и с дням недели. В ней сказано:

Илдабаоф — первый правитель, взявший великую силу матери. Он оставил ее и покинул место, где родился. Он захватил и создал другие миры сияющего огня, которые существуют и поныне. Он сочетался с собственным безрассудством и создал власти для себя. Илдабаоф установил семерых царей, на каждой сфере небес, чтобы править над семью небесами, и пятерых царей, чтобы править глубинами бездны. Правители создали семь сил для себя. Такова семеричная природа недели.

Связь семи планетарных сил с семью небесами прослеживается и в других работах гностиков (и критиков гностицизма). Христианский автор Ориген занимался исследованиями гностической секты орфиков, расспрашивал ее представителей и читал тексты в рамках своего исследования еретических движений. И сами гностические евангелия, и тексты таких авторов, как Ориген, неопровержимо указывают на то, что Сатурн и шесть планетарных архонтов считались силами, которые контролируют физический космос, и создателями материальной жизни. После смерти душа гностика должна вознестись через семь планетарных царств, вооруженная заклятиями-паролями, дающими возможность прохода через них. Если соискатель знает только первых три пароля, он сможет войти в небесную сферу четвертого Архонта, но не выше. Но душа непосвященного не сможет пройти даже через самое нижнее, лунное царство, и ей придется снова перерождаться в материальном мире.
Удивительно, но Оригену удалось записать несколько заклинаний орфических (предположительно) гностиков для получения доступу к царству Сатурна якобы после смерти. В своей полемической работе Contra Celsum он делится некоторыми гностическими традициями того времени (6:31):

Если кто из вас хочет лучше узнать о деяниях этих магов, которые сбивают людей с толку своими мистическими секретами, с переменным успехом, вот вам тайное учение, которому следуют гностики, когда проходят через небесные врата, которыми правят архонты. «Возле Первых Врат, говори так: Славься, Единый Царь! Ты — первая сила, затмение взора, всеобщее разрушение, мудростью и предвидением твоим я очищен. [. ] Славься, владыка, да будет так!»
У Вторых Врат ты найдешь Илдабаофа. Говори:
«Славься, Илдабаоф, первый и седьмой, не знающий страха, рожденный править. Твой разум ясен и чист. Ты совершенный сын [Хаоса], что держит печати жизни, что открывает закрытые врата своего царства. Я прохожу через твое царство вновь. Мир да будет со мной, владыка, да будет так!»

Важно прояснить, что хотя большинство гностиков считали Демиурга существом, которое по статусу находится ниже совершенного единства плеромы/кеномы, но сатурнианский бог (Илдабаоф) не враг человечеству, ведь он — породитель материального космоса. Но гностики отвергали материальный космос, а значит, и его творца, называя его «идиотом» или «глупцом». Это довольно любопытно. Сатурнианский бог — эманация Хаоса, но Хаос в гностической мысли является источником Космоса, а значит, между ними нет антагонизма. Жизнь в космосе также подвержена переменам (Хаосу), она не похожа на совершенный неподвижный духовный стазис плеромы. Интересно также, что у валентинианских гностиков была похожая, но немного другая парадигма: они считали, что Демиург правит всеми небесными сферами, кроме земной, которую возглавляет архонт-ренегат Дьявол. Так что семь планетарных сфер находятся с Землей в конфронтации, а Сатурн — правитель, удаленный от этого мира, и он может вызволить посвященного из цикла перерождений. Сатурн очень редко выступает как спаситель, но в данной традиции это так.
Илдабаофа описывают как львиноголового змея, поэтому его иногда зовут Ариэль (Лев Божий). Эта его форма определенно имеет сходство с драконом, и ее изображение можно найти на некоторых драгоценных камнях и свитках. Это свидетельствует о том, что маги герметической традиции использовали образ Демиурга для изготовления талисманов. Архитектор и управляющий материального космоса Демиург и его Архонты, несомненно, являются подходящими силами, к которым можно взывать с целью реального изменения мира. Идея взывания к Архонтам ужаснула бы многих гностиков, но, тем не менее, Оригену удалось обнаружить и записать некоторые заклинания такого рода. Частота появления львиноголового змея в герметических текстах и талисманах доказывает, что Оригену можно верить. То есть, некоторые гностики-маргиналы отрицали владычество плеромы, предпочитая служить Демиургу, а не противостоять ему.
Подводя итоги, можно сказать, что сатурнианский бог сыграл огромную роль в формировании гностицизма, хотя отношение к Сатурну/Илдабаофу в различных гностических движениях было неоднозначным. Общим в них было то, что Сатурн считался связанным с Хаосом, и что ему приписывали роль архитектора и строителя материального мира, а также связанных с миром небесных сфер и их обитателей. Демиург мог взаимодействовать с людьми с помощью магии и религиозных традиций (в том числе иудаизма), и, по мнению некоторых гностиков, стремился к установлению дружеских
отношений с человечеством. ©.

(Цит. по книге: Артур Морос — «Культ Черного Куба». — М: «Касталия», 2021 г., стр. 65-71).

Источник

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Введение

Автору этой книги уже в предисловии удалось сформулировать основную проблему оккультизма и западной магической традиции, существующую столетиями (если не тысячелетиями).

Когда меня спрашивают, какой духовной традиции я следую, я испытываю искушение сказать «сатурнианский гнозис», поскольку мой опыт, ритуалы и практики неразрывно связаны с хтоническими существами и Разумом, что правит ими, что отнюдь не добр и не милосерден,— Сатурном.

Действительно, термин «сатурнианский (то есть связанный с Сатурном) гнозис» столь же многозначен, как и многие, если не все, оккультные понятия и определения. Несведущему читателю составные элементы этого термина—«Сатурн», «гнозис»,— могут показаться довольно однозначными. Но если он углубится в прочтение, то обнаружит сразу множество смысловых слоев, которые по большей части окажутся противоречащими друг другу. По поводу этих противоречий уже многие годы длятся ожесточенные споры, но при этом их философские, интеллектуальные, социальные и в целом культурные основания остаются недостаточно исследованными. Слово «saturnine» в английском языке употребляется как в прямом значении— относящийся к Сатурну, так и в переносном—«мрачный, угрюмый, суровый». (Прим.перев.)
Так, многие оккультисты—писатели, читатели, преподаватели, служители, практикуюшие—знают, что Сатурн, как планетарное божество, символически является «стражем порога», например, в классической астрологии. Но неочевидно (и контринтуитивно), как этот эпитет соотносится с пониманием Сатурна во многих традициях как персонажа, несущего спасение, Люцифера (или, в традиционной интерпретации, Утренней/Вечерней звезды, Венеры) или Прометея, или же как злого противника, Сатаны.
Греческое слово «гнозис» обычно переводят как «знание». Это технически верно, но не учитывает того факта, что гнозис в философском и метафизическом контексте—это особое знание, которое ведет к воскрешению и спасению и выходит далеко за рамки простого интеллектуального постижения. В обычной речи этот термин может относиться к любому набору данных, информации (к примеру, если программист станет говорить об информационных технологиях). В оккультизме этот термин отсылает к античному гностицизму, понятию, в свою очередь, крайне неоднозначному, содержание которого было предметом бурных академических дебатов на протяжении не менее двух столетий, а на самом деле, еще дольше, если учитывать, что ранние отцы Церкви считали гностицизм ересью.
Проблема неоднозначности терминов далеко не нова, о ней знает всякий, хоть немного изучавший историю оккультизма. Во всех вступительных работах, посвященных оккультным дисциплинам, от алхимии и астральной проекции до астрологии, от дивинации до геомантии, енохианских эфиров, каббалы, церемониальной магии, колдовства и шаманизма, до сексуальной магии, магии сигил и талисманов, Таро, теургии и так далее, символы обычно считаются амбивалентными по своей сути маркерами, не подлежащими однозначному толкованию.
Тем не менее, этот теоретический консенсус не привел к прекращению бесконечных споров между оккультистами по поводу того, какое толкование и, соответственно, повседневное применение любого из наборов символов является более «истинным» или «правомерным».
В качестве особенно показательного примера обратимся к масти Пентаклей в картах Таро и элементам, которые традиционно связывают с ней. По общему мнению, широко распространенному с XIX века и поныне, Пентакли, являющиеся символической репрезентацией денег, очевидно, следует относить к элементу Земли. Это отражает викторианские представления о материальном процветании, которое однозначно воплощается в «безопасном» и «стабильном» владении недвижимостью, собственностью как она есть. Владение недвижимостью—базовая феодальная ценность и доказательство экономической успешности для аграрного, доиндустриальном мира.
Но еще в девятнадцатом веке существовало как минимум одно заметное исключение из этой традиции. В своем основополагающем трактате Le Tarot des Bohémiens, clef absolue des sciences occultes [Цыганское Таро. Полный ключ к оккультным наукам) 1889 года известный французский оккультист, бывший теософ, мартинист, маг, писатель и советник русского царя Папюс (Gérard Analect Vincent Encausse, 1865–1916) относит Пентакли к элементу Воздуха. Автор не очень утруждает себя объяснениями, но такой выбор определенно соответствует современному постиндустриальному (и, с оговорками, даже марксистскому) восприятию денег как изменчивой абстракции, характеризующейся особой мобильностью и летучестью. Хотя мы и признаем, что деньги служат для приобретения недвижимого имущества, зданий, земельной собственности, владений и так далее, но деньги сами по себе, по крайней мере в рамках этой парадигмы, неотделимы от своей способности перемещаться от одного собственника к другому. Только когда их «тратят», то есть перемещают с места на место, они выполняют свою функцию обеспечения торговли и обмена товарами и услугами. Деньги это не только валюта, изготовленная из драгоценных металлов, их ценность состоит в консенсусе, обещании, которое воплощает тот, кто их чеканит. То есть деньги напрямую относятся к элементальной сфере Воздуха. Именно поэтому в контексте планетарных соответствий деньги традиционно связывают с Меркурием.
Это не просто абстрактная академическая связь. При проведении ритуалов, связанных с деньгами, в рамках церемониальной магии, ведущей начало от герметизма (например, традиции ордена Золотой Зари), имеет большое значение, подразумевают ли ритуал и магическая формула, что деньги управляются Землей, или же Воздухом. Большинство практикующих отмечают, что результаты заметно отличаются в зависимости от того, какую стихийную связь вы выбираете.
Следует отметить, что подход Папюса выглядит более прогрессивным, поскольку он опровергает преобладавшую ранее (если не реакционную) точку зрения, согласно которой экономическая власть полностью обусловлена и легитимизируется крупной земельной собственностью. На самом деле, в наш век постиндустриальной глобальной кибер-экономики нет смысла связывать финансовую мощь с аграрным пониманием благосостояния.
Но суть не в том, какая из этих двух точек зрения является «правильной». Попытка прийти к какому-либо окончательному выводу сама по себе относится к устаревшему типу мировоззрения, более не актуальному в контексте постмодернистского релятивизма. Давно прошли те времена, когда западное общество производило «абсолютные истины», основанные на логике Аристотеля, религиозных доктринах иудаизма и христианства, обожествляемого секулярного рационализма и гуманизма эпохи Просвещения или же сциентизма, материализма и его позитивистских ответвлений XIX—середины XX вв. Философия, антропология, глубинная психология, нейрология, социология, когнитивные науки и не в последнюю очередь квантовая физика внесли свой вклад в уничтожение абсолютных убеждений, свойственных прошлому веку. «Реальность» не является объективным абсолютом, а, скорее, нарративным конструктом, который создает субъект, опираясь на множество условий, из которых «соответствие фактам», как бы оно ни определялось, не является основным. Сейчас это отрицают только религиозные фундаменталисты, реакционные политики, ревизионисты и люди с ограниченным образованием.
Почему это так важно? Потому что принятие этой концепции не ограничит, а расширит ваши возможности как практикующего оккультиста. Такова парадигма прагматической магии, и в какой-то степени, даже магии Хаоса. Не тратьте время на поиск абсолютных истин, и уж тем более на теоретические метафизические споры и склоки. Если это работает—значит, это правильно! Используйте это. Будьте гибкими в отношении концепций, насколько можете. Если вам нужно сосредоточиться на неизменной, материальной стороне денег (и Пентаклей в Таро), чтобы приобрести недвижимость, то без сомнений применяйте элемент Земли. Ищете успеха на онлайн-бирже Форекс? Тогда решение вопросов с использованием элементальной парадигмы Воздуха может оказаться более подходящим.
Сатурнианский гнозис—не исключение. В данной книге будет много поучительных замечаний по этому поводу. Само название классического труда по астрологии Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» (впервые опубликованной в 1976 году) иллюстрирует неизбежную двусмысленность, с которой нам придется иметь дело при рассмотрении мифологического образа Сатурна и всего, что он олицетворяет. В классической астрологии и ее многочисленных вариантах вплоть до середины ХХ века Сатурн означает голод, болезни, несчастья, тлен, запустение, нищету и смерть. Фольклорный Мрачный Жнец с косой — это аватара жуткого Сатурна с серпом. Настоящий архетипический злодей, «старый дьявол». Еще «Сатурн», разумеется, это римское имя греческого титана Кроноса, который в свою очередь не является особенно положительным персонажем для современного читателя—взять хотя бы тот эпизод, когда он кастрировал своего отца Урана с помощью серпа. Связь титана Кроноса с богом Хроносом (к тому же подкрепленная сходством имен) привела к тому, что Сатурна и по сей день считают Отцом Времени. Время, «пожирателя жизни», тоже вряд ли можно отнести к особенно жизнеутверждающим космическим сущностям.
Тем не менее, начиная с какого-то момента, римляне стали поклоняться Сатурну как доброму божеству, отвечающему за урожаи, плодородие, благоденствие и процветание. Согласно Овидию и Гесиоду, Сатурн правил во времена мифического Золотого Века, когда мир и его обитатели наслаждались полным благополучием. Капитолийский Холм изначально назывался холмом Сатурна (Saturnius mons), и бог отвечал за хранение государственной казны. Самый популярный римский ежегодный праздник, Сатурналии, сопровождался свадьбами, обменом подарками и игровой сменой социальных ролей. Это очень похоже на карнавалы и рождественские праздники в западной культуре.
Таким образом, Сатурн пользовался почитанием и уважением как главный божественный податель благ. Вдумайтесь, одна и та же сущность рассматривается как воплощение зла, уныния и разрушения—и как источник изобилия и благополучия, разве это не вопиющее противоречие?
Мы должны не просто увидеть две стороны одной медали в этом, баланс Инь и Ян. Здесь мы сталкиваемся с чем-то чуждым нашему (будто бы) ясному и рациональному видению мира, где существует лишь одна правда, как завещал Аристотель. Мы имеем дело с Силой 11 Парадокса. Реальность мифа никогда не бывает (как и сама жизнь) настолько однозначной и недвусмысленной, как мы силимся себе вообразить. Гнозис как практическое и проявленное постижение жизни и устройства жизни всегда будет основываться не на «разрешении» теоретических противоречий в наших знаниях о мире, а, скорее, на умении конструктивно и осмысленно иметь с ними дело. Практика превыше догмы, а чувственный опыт всегда лежит в фундаменте абстрактной веры и теорий. Именно этому нас учат гностики античности и средневековые мистики и каббалисты, а также индийские мудрецы и буддийские мастера. Если мы действительно хотим постичь этот мир как он есть, у нас нет иного выбора, кроме как принять его парадоксальную природу и сделать это принятие своим оружием для преодоления хаотичности жизни.
Немецкое Братство Сатурна (Fraternitas Saturni (FS)), без сомнений, старейший и самій влиятельный из ныне существующих магический орден, преданный сатурнианскому гнозису. Поэтому, вероятно, ему кое-что известно по данному вопросу. Во FS высоко ценят античный гностицизм, и одна из рабочих (в отличие от почетных) степеней в нем, 25° Magister Gnosticus, дается за изучение и постижение гнозиса. Многих новичков сбивает с толку, что в античном гностицизме Демиург считается злым или, в лучшем случае, равнодушным существом, которому гностики противостоят любыми способами, но при этом в орденских ритуалах Сатурна называют Великим Демиургом исключительно в хорошем и уважительном смысле. Как это может быть? Разве это не принципиальное противоречие, нуждающееся в разрешении?
Но напомним снова, что двусмысленность терминов отражает парадоксальный (или, осмелимся сказать, целостный) нарратив оккультизма в целом и магии в частности. Ее нужно не разрешать, с ней нужно взаимодействовать, используя широкий спектр завещанных нам оккультных традиций. В диалоге Платона «Тимей» (ок. 360 г. до н.э.) Демиург—ремесленник вселенной, устроитель и дизайнер, рассматривается как вторичная, исполнительная сила, но вместе с тем и как великий благодетель. Платонические и неоплатонические школы философии также положительно воспринимали Демиурга и вели о нем бурные дискуссии. Правда, как и сегодняшние масоны, они не используют термин «Демиург», заменив его термином «Великий Архитектор (Вселенной)», но основная концепция осталась прежней.
Но античные гностики говорили о Демиурге в уничижительной манере, считая его существом меньшего уровня, архонтом. Его непочтительно называли Илдабаофом, Сакласом («глупец»), Самаэлем («слепой бог») и тому подобное. Демиург описывался как злой, глупый, слепой, надменный, бессердечный, эгоистичный (ненадежный), падший бог. Главной задачей гностиков было разоблачить его и вырваться из его нечестивых уз.Таково было учение гностиков об анти-космическом дуализме, где мир рассматривался как темница разума, а человек—как «божественная искра», нуждающаяся в освобождении. С этой точки зрения, гнозис Сатурна определенно имеет дело со зловредными хтоническими существами и правящим ими Разумом, о чем шла речь выше.
Вместе с тем, нет никакой необходимости присоединяться к той или иной точке зрения и отрицать ту, что ей противоречит. Скорее мы должны воспользоваться добрым советом английского мага Остина Осман-Спэра, который сказал, что вера—это всего лишь технология, поэтому маги должны выбирать веру, как хирург выбирает подходящие инструменты для достижения поставленной цели наилучшим образом.
Эта книга поможет вам обрести весь необходимый метафизический и философский инструментарий для вашего духовного развития и совершенствования.

Источник

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector