Кто вправе оспаривать нормативные акты антимонопольного органа?

Добрый день, дамы и господа. Сегодня проанализируем Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 14231/13 Суд отменил принятое судебное решение и направил дело на новое рассмотрение, поскольку дело об оспаривании нормативных правовых актов антимонопольных органов относиться к подведомственности арбитражных судов, следовательно, судом первой инстанции принято ошибочное определение о прекращении производства по делу. Суть вопроса была в следующем:

Компания обратилась в суд с целью оспорить акт ФАС России.
Речь шла о рекомендациях по проведению ФАС России и ее органами проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства.
Президиум ВАС РФ не согласился с выводом о том, что спор неподведомственен арбитражному суду.
Отправляя дело на новое рассмотрение, Президиум указал следующее.
Согласно поправкам к АПК РФ, вступившим в силу с 07.06.2013, уточнена подведомственность дел арбитражным судам.
Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом только в том случае, если это отнесено к его компетенции федеральным законом.
В силу разъяснений Пленума ВАС РФ заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд в определенных случаях.
Это ситуация, когда федеральным законом прямо предусмотрена такая возможность.
Также это случай, когда в федеральном законе есть указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования (поскольку подобное означает в т. ч. возможность обжаловать и нормативные правовые акты в данной области).
Закон о защите конкуренции закрепляет полномочие антимонопольного органа по обращению в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству.
Пленум ВАС РФ ранее уже указывал, что данные нормы не могут быть истолкованы как исключающие право иных лиц, кроме антимонопольных органов, обращаться в арбитражный суд с подобными требованиями.
Таким образом, указанные нормы не исключают возможность оспаривать в данном порядке и акты самого антимонопольного органа.
Обратное умаляло бы принципы юридического равенства, равноправия и состязательности сторон.
Кроме того, нужно было учесть, что на момент рассмотрения дела первой инстанцией такие дела относились к подведомственности арбитражных судов в силу спецнормы.

Оцените статью
Юридический портал
Adblock
detector